Профессия учителя обретет популярность в 2035 году. Прогнозируют, что с 2022 года к педагогам будут предъявляться новые профессиональные требования.

 

Нехватка учителей в Новгородской области — хроническая болезнь образования. Даже несмотря на показатели статистики. Так, в 2000 году в регионе насчитывалось 334 школы всех уровней, в 2018 — 164, при этом 19 лет назад в них обучалось почти 95 тысяч школьников, а сейчас — на 30 тысяч меньше. Не лучше и с высшим образованием: студентов в 2000 году в Новгородской области было 19,2 тысячи человек, сейчас с трудом набирается восемь. Но речь, в первую очередь о школьном образовании: сейчас строятся и заселяются новые районы города, приезжают переселенцы с русского Севера — в основном, квартиры покупают молодые семьи или возрастные родители — для своих детей. И каждая молодая семья стремится обзавестись одним-двумя ребятишками. В 2019-2021 годах школы ждет вал первоклассников. И если новые здания школ все-таки появляются, оборудованные по последнему слову техники, то учителей, к сожалению, привлечь все труднее и труднее.

Падение престижа профессии

В прошлом веке, годов так до 90-х, учитель считался эталоном образования и поведения. Многие великие люди — от математиков и физиков до военных и «красных директоров» — были благодарны своим учителям. Самый яркий пример, это Антон Семенович Макаренко, непримиримый борец с беспризорностью. В переломные годы, когда учителя попали в категорию низкооплачиваемых и за это презираемых профессий, престиж работы упал крайне низко. В школах остались работать только энтузиасты. К сожалению, сохранилась эта тенденция и до сих пор.

В 2018 году Новгородская область выдала статистику по зарплате учителей: около 24, 9 тысяч при средней по региону в 24,3 тысячи рублей. Росстат выдает цифру выше — 28 тысяч. Однако эта, не самая высокая заработная плата, не позволяющая содержать на нее более полутора человек (даже двух не выходит) на уровне прожиточного минимума, доступна далеко не всем. Молодой педагог, только пришедший на должность «сеятеля разумного, доброго и вечного», порой получает от 12 до 17 тысяч. Как так?

РИА Рейтинг в 2018 году сделал альтернативный подсчет: около 37% педагогов Новгородской области получают зарплату меньше 15 тысяч рублей. И это — при колоссальной нагрузке и такой же ответственности.

Существующие на сегодняшний день вакансии показывают: ближе к истине РИА Рейтинг. Так, вакансия математика в Панковской средней школе — 19.000 рублей до вычета налогов, биолога — 18.000, учителя иностранного языка — 20.000, в Новоселицах эта вакансия стоит с цифрой «15.000». При том, что даже репетитор, не говоря о переводчике, зарабатывает от 500 рублей в час, что в месяц при минимуме ответственности и половинной загруженности составляет 30-40 тысяч. Учитель русского языка и литературы в  г. Сольцы — 25 тысяч, математик — 20 тысяч, учитель-дефектолог — 11.280 рублей. Комментарии излишни.

Лирики в почете, физики в загоне

Еще пять лет назад директора школ коварными методами отнимали друг у друга физиков, математиков и информатиков. Сейчас ситуация обратная: не хватает учителей литературы и русского языка. Примерно 37% школ в России говорят о нехватке учителей по одному предмету, в 8% — по двум и более. Только в 2017 году в стране было открыто 76 школ, куда и ушли молодые педагоги из школ старых — Великий Новгород и Новгородская область не стали исключением.

В 2018 году данные по поступлению в вузы России были следующими: чтобы поступить на педагогику в той или иной вариации, нужно было меньше баллов, чем на сестринское дело — 69,8, сферу обслуживания — 70,4, и охрану памятников — 69,1. Но сейчас ситуация лучше, чем в 2013 и 2014 году, когда средний балл для поступления колебался между 62 и 64. По сути это — вчерашние «троечники». Мы не берем московские педагогические вузы, у которых проходной балл не опускается ниже 77,5.

Треть школ уверенно заявляют о недостатке учителей русского языка и литературы. Наш коллега Михаил Мельников из «Царьград.тв» пишет: «Какой-то особой квалификации тут по нынешним временам не требуется: говоря цинично, надо прочитать порядка сотни книжек да вызубрить правила. Однако желающих не хватает. Зато на рынке копеечного рекламного копирайтинга — сплошь и рядом люди с педагогическим образованием». К сожалению, хоть и беспредельно цинично, но ровно настолько же и неправильно. Во-первых, копеечный копирайтинг хорош свободным графиком работы и не имеет привязки к месту работы, что для многих немаловажно. Ответственности за сорок детей — уголовной в том числе — никто не предъявит. А зарплата — не меньше, а то и в разы больше, чем в школе. С другой стороны, чтобы действительно преподавать русский язык и литературу, необходимо чувствовать вкус этого самого языка, любить читать, постоянно следить за новинками, поощрять детей к чтению и творчеству… По сути, у педагогов-гуманитариев не остается время для личной жизни, а к этому готов не каждый.

Именно такое пренебрежительное отношение, мол, «учителем русского языка может быть абсолютно любой его носитель», и создало дисбаланс. Добавили и возрастные учителя: не редки случаи, когда мэтры отговаривают стажёров от работы в школе — конкуренция в возрасте за пятьдесят для учителя страшна. Ведь потом на работу будет не устроиться.

Каких учителей ждут новгородские школы

Читаем запросы директоров школ к будущим сотрудникам, зарплата которых колеблется от 15 до 20 тысяч «грязными». Целеустремленности, инициативности и ответственности, а также наличия авто хотят в вечерней школе — за зарплату в 13 тысяч рублей усредненно. Свободного владения английским языком, пунктуальности и коммуникабельности за 11 тысяч и 280 рублей хотят в хвойнинской школе от предметника. В Лычково от математика первой категории хотят медицинскую книжку и обещают от 12 до 20 тысяч рублей.

Посмотрим проходной балл в НовГУ по всем дисциплинам для филологии (270), лингвистике (231), педагогике с профилем «Информатика» (140, 162 и 172) — для физиков, технологов и математиков соответственно. Для того, чтобы стать физкультурником, требовалось 238 баллов, учителем ИЗО — 206. Как видим, перекос наблюдается и здесь. И это мы упомянули только первую волну. Во второй цифры более-менее выравниваются. Чтобы стать математиком, достаточно было набрать 166 баллов, а вот стоматологом — 240. Хуже ситуация только у лесников, агрономов и зоотехников…

Новые школы оттягивают на себя учительские кадры, а в старые школы учителя идут неохотно. Напомним, что в 2019 году будут построены школы в Боровичах и Малой Вишере, начнется строительство Научно-технической школы в Великом Новгороде — хоть это не учреждение среднего образования, но оно станет центром притяжения молодых высококвалифицированных кадров. Существующая уже сейчас «кузница технических кадров» Кванториум — тоже очень привлекательна для преподавателей, хотя бы тем, что в нем есть доступ к оборудованию высокого класса и возможности для повышения квалификации.

К 2030-2035 году престиж профессии учителя должен повыситься — об этом заявил в июле этого года ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Он считает, что через 10 лет прфессию учителя будут выбирать люди творческих профессий. Некоторые эксперты возлагают надежды на переобучение «предпенсионеров», а также проект «Открытая школа-2035». Основными же компетенциями станут самообучаемость, самоорганизация и инновационность. Правда, если концепция академической школы, работающая чуть ли не по принципам конце 19 века, сохранится, то неминуем конфликт между «новыми» учителями и устаревшей системой преподавания. И так уже спровоцированный педагогической реформой и низким уровнем оплаты труда.

Фото Анны Костецкой

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Введите комментарий
Введите имя