Вы замечали, как некоторые  законотворцы в оценке событий настолько резвы в суждениях на самые разные темы, что с водой запросто выплескивают и ребенка. К примеру, в октябре 2018 года депутат Госдумы Елена Мизулина предложила ужесточить законодательство после трагедии в Керчи. Напомним, 18-летний студент убил 19 человек в колледже и ранил более 50. Депутат сослалась на некую «статистику», согласно которой в этом и аналогичных случаях в других странах «все нападавшие были активными пользователями социальных сетей». По сути это все равно, что сказать: «все, кто ел свежие огурцы, умерли, поэтому огурцы — это смертельный яд». Ломаная логика приводит к нешуточному выводу: компьютерные игры провоцируют агрессию. Термин «киберспорт» для такого уровня технического развития человека — это нечто запредельное. Попробуем разобраться.

Мальчик по имени Кайл Гирсдорф

Наверняка вы не слышали о нем. Обычный 16-летний подросток из США. Но дело в том, что в конце июля 2019 года в Нью-Йорке завершился первый киберспортивный чемпионат по компьютерной игре в жанре Battle Royale («королевская битва») Fortnite. И Кайл его выиграл в сольном выступлении. Призовой фонд составил — в пересчете — 200 млн рублей. Парень не только заработал себе на колледж, но даже и на докторантуру, а также обеспечил родителей и, видимо, еще пару десятков ближайших родственников. Дзюба и Аршавин — это уже не самые высокооплачиваемые спортсмены. Да и «старички» уже, практически пенсионеры, по сравнению с молодым поколением 14-17-летних бойцов Доты, Фортнайта, КаЭс:Гоу и Хартстоуна.

Если вы полагаете, что это единичный случай «везения», то вот вам еще новость: в китайских колледжах в образовательные дисциплины ввели Dota2. Частный университет Ашленд начал набирать студентов в киберспортивные команды по разным дисциплинам. Параллельно с учебой они будут тренироваться в специально оборудованном центре и получать за это стипендии до $4 тыс. в год. Университет объявил, что он собирает команды по Dota 2, CS:GO, Hearthstone, Rocket League, StarCraft II, League of Legends и Overwatch. Составы будут представлять спортивное подразделение Ashland Eagles на соревнованиях разных уровней начиная с осени 2018 года. По словам куратора киберспортивной программы Джошуа «Early» Бьюкенена, Ашленд также проведет серию студенческих турниров, — пишет журнал «Киберспорт».

Можно получить стипендию, играя. В буквальном смысле. Хороших игроков селекционеры ловят еще на школьной скамье и предлагают бесплатное образование в вузе. США, Европа и Китай готовы платить спортсменам за то, что они будут защищать честь университета.

А вот шок: еще в 2014 году в Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма открыли направление подготовки «Теория и методика компьютерного спорта». При этом продолжить изучать киберспорт можно и в магистратуре. Правда, качество обучения далеко от зарубежного, да и в дипломе не будет стоять «мастер спорта по киберспорту». Студенты жалуются на качество подготовки и несерьезное отношение в стране к киберспортсменам, хоть с 2016 года в России проводятся чемпионаты студенческой лиги. Да и действительно, какое уж тут серьезное отношение, когда с трибун периодически несутся гневные речи в сторону разлагающих игрушек.

Проблемы киберигр

На самом деле, есть одно отличие, ровно такое же, как и в обычном спорте. Можно работать, например, боксёром — это профессиональный спорт, ну вот, как братья Кличко, например. Можно по выходным постучаться перчатками с друзьями и даже принять участие в соревнованиях. Это — любительство, ведь деньги вы спортом не зарабатываете. Можно смотреть боксерские поединки, попивая пенные напитки на диване или крича на трибуне. Это — зрительский подход. Так вот, большая часть нареканий адресуется в сторону любителей, которые не планируют развиваться, которых не интересует скорость собственной реакции, разработка командной стратегии и прочие сложности: они просто ловят кайф. Но вот беда, как правило, любители — это семейные мужчины и женщины с маленькими детьми. Серьезно погрузиться в мир киберспорта они не могут себе позволить, а вот убивать тысячи часов на строительство империй и рубку в капусту танковых дивизий — вполне.

Агрессивные подростки, берущие в руки оружие, играют по сравнению с кибер-маньяками крайне мало. Они — зрители. Это — основная аудитория стримеров, людей, которые как раз-таки играют. Зачастую играют на очень профессиональном уровне, и при этом комментируют свою игру, записывая происходящее на видео. По привлекательности такое, казалось бы, нелепое видео, перебивает Дженну Марблз с ее «пьяным искусством» и потрясающим мейкапом. Гарантируем, что и эти имена — миллионников-блогеров и миллионеров в реальной жизни — что-то скажут лишь малой части населения. Стримеры — вот настоящие евангелисты киберспорта: Тайлер Блевинс, он же Ниндзя, который приковывает к себе внимание 4 млн человек, и каждый стрим которого онлайн смотрят не менее 100 тысяч. Парню 27, практически столько же, сколько Марку Фишбаху, Маркплайеру, годовой заработок которого составил 11,5 млн долларов — чуть больше полумиллиарда рублей. ПьюДиПай, шведский стример, имеет 53 миллиона подписчиков — и 15 млн долларов ежегодно. Дэниел Миддлтон, ДэнТиДиЭм, играет в Майнкрафт. Его смотрят дети от 5 до 10 лет, и насматривают ему на почти 17 млн долларов в год. Сложно назвать это «детской забавой», «ерундой», «поиграет и бросит», ведь так?

И тем не менее, российское общество до сих пор не готово к киберспорту, потому что у нас это по-прежнему «компьютерные игры, вызывающие агрессию». Из чего, видимо, следует, что оценку явлению дают эксперты, чей профессиональный уровень завершился «Сапёром», пасьянсом «Косынка» и Пэкменом.

Новгородские стрелки, стратеги и хилеры

В Великом Новгороде — да и соседнем Пскове, не говоря уже о Санкт-Петербурге — робкие ростки киберспорта пытаются пробиться с 2014-2015 года. Хотя точной датой отсчета правильнее было бы назвать 2000 год. Но только 5 лет назад новгородский ростелекомовский БигЧамп впервые собрал любителей киберспорта. Точнее, собрал всех подряд, в том числе и производителей компьютеров, и вообще окологаджетную индустрию, анимешников и ролевиков, страйкболистов, 3D-печатников… В противном случае, мероприятие рисковало быть гораздо менее людным, да и в принципе превратилось бы в посиделку гиков. В апреле 2019 года БигЧамп прошел последний раз, если верить слухам в кулуарах: организаторы устали. Популярная доныне дисциплина CS:GO начала вянуть. Казалось, что игроков в карточную настолку Magic: The Gathering было больше, чем собственно киберспортсменов. Хотя команды Dota2 показали неплохую игру — Draka za Respect (Драка за Респект), ЛIeTum Ha LLIaLLIJIbIHDoC (Летим на Шашлындос) и Tisyachniki Squad (Тысячники Сквад). Честно заработали в качестве приза 21 тысячу рублей команда Steel Wolves, отстрелялись в Counter Strike Макс kiltek Сенигов, Алексей djombus Романов и Виталий Domrax Кузнецов. Хотя это, безусловно, не уровень Navi.

Относительно популярны в Великом Новгороде Хартстоун, ФИФА19, Мортал Комбат 11…. собственно, и всё. Собрать команду по Лиге Легенд, например, просто не из кого. В самой группе БигЧампа — чуть больше 600 человек на всю область, полный охват пользователей во время чемпионата — чуть больше 38 тысяч. Комментарий игрока Iisazel:

Чтобы участвовать в турнирах, надо много тренироваться. Играть по 5-6 и больше часов в сутки, поддерживать физическую форму. На это просто нет времени: в школе много задают, надо готовиться к поступлению куда-нибудь, родители отключают интернет. А начинать в 18 лет, когда есть свобода — уже поздно, это уже заслуженные игроки, члены известных команд. После 20 играть становится совсем сложно. Начинать надо лет в 10, а то и раньше — у меня это не получилось. И компьютер стоит дорого.

Iisazel имел ввиду игровую станцию: популярные «разеровские» мышки и наушники — от 5 тысяч рублей, системный блок — от дешевенького «прогейминга» за 45 тысяч до приемлемого. А это свыше 100. Так что в Новгородской области этот спорт в ближайшие годы не выйдет из категории зрительско-любительского: чтобы посмотреть стримы, достаточно смартфона.

По данным Министерства спорта России, в стране насчитывается 33 145 киберспортсменов. В лучшем случае, на долю Новгородской области приходится около 350 человек, но это при равномерном распределении — на самом деле, примерно 75% киберспортсменов — это Москва и Санкт-Петербург. Так что наша сборная может выставить в лучшем случае 100 человек. Правда, по ФИФА наши спортсмены входят в топ-16, и это достижение, но по остальным фронтам — тишина. Андрей Иваненков, председатель регионального отделения ФКС России, которое, кстати говоря, зарегистрировано в Новгородской области в 2000 году, еще год назад был уверен, что число киберспортсменов в регионе растет. Судя по 2019 году, растет, скорее, число созерцателей: на БигЧамп было сложно набрать даже «танкистов».

Так что в целом, говоря о популярности киберспорта в регионе, надо делать оговорку: любительского. И включать в аналитику тех, кто смотрит стримы, но не играет сам — неучтенная пока зрительская аудитория будет выглядеть гораздо внушительней.

Фото: sostav.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Введите комментарий
Введите имя