• Погода: 25.2oC
  • $: 63,49
  • €: 73,93
  08.01.2018 16:00

«Кают-компания». Лучшее. Вадим Самойлов, Ренат Давлетьяров, Валентина Пепеляева, Николай Гринёв

Героями нашей рубрики «Кают-компания» в 2017 году стали очень многие деятели искусства, общественники, люди со своей позицией, новгородцы и гости города. «Пароход Онлайн» собрал самые интересные и важные мысли гостей «Кают-компании». Сегодня мы вспоминаем беседы с Вадимом Самойловым, Ренатом Давлетьяровым, Валентиной Пепеляевой и Николаем Гринёвым.

***
Вадим Самойлов – кумир уже как минимум двух поколений – рассказал о своей жизненной философии, отношению к религии и раскрыл секрет стабильной популярности своих музыкальных проектов.

 «Кают-компания». Лучшее. Вадим Самойлов, Ренат Давлетьяров, Валентина Пепеляева, Николай Гринёв

«Гений – это слишком социальная категория. Скажем так – получился очень содержательный проект, в котором есть и до сих пор актуальные музыкальные решения, и некая философская составляющая, по крайней мере, в «золотые» годы «Агаты Кристи». Причем она проявлена в безответной форме. Есть постановка вопросов и переживаний, которая близка очень многим молодым людям, вступающим в жизнь – конфронтация с миром. Они становятся несколько растерянными. Вот песни «Агаты Кристи» именно об этих впечатлениях. Эти темы вечны. Что касается музыки – несмотря на бешеную популярность проекта двух мордоворотиков из Асбеста, музыкальным достоинствам было уделено недостаточно внимания. Теперь спустя много лет можно констатировать, что именно свежесть музыкальных решений, которая во многом опережала тогда время, делает эту музыку актуальной по сей день».

«У одних поколений одни ценности, у других – другие. Вот в этом и заключается такая диалектика своеобразная. В этой агрессивной системе ценностей, которую на протяжении 25 лет уже развивают, есть, бесспорно, свои плюсы – большая ответственность за себя, уверенность в самовыражении, в отличие от какой-нибудь тоталитарной политической системы. С другой стороны, это запредельный индивидуализм – ощущение себя конкурентом всем остальным. Вот сейчас, я думаю, будет возврат к неким правильным основам того постсоветского общества, которое тогда существовало – взаимовыручка, добрососедство и прочее».

«Я не верю в то, что на небе есть какой-то там старик с бородой. Верю в то, что во всем есть смысл. Жизнь заключается в том, что нужно постоянно развиваться не только технически, но и развивать свою душу, понимание, сознание; начинать понимать картину мира – вот это самое главное».

***
Режиссер Ренат Давлетьяров поведал о новгородском периоде своей жизни, рассказал о том, каким, на его взгляд, должно быть кино, и о своем отношении к цензуре в искусстве.

 «Кают-компания». Лучшее. Вадим Самойлов, Ренат Давлетьяров, Валентина Пепеляева, Николай Гринёв. Фото 2

«Вот дом напротив – по Десятинке – мы в нем жили. Отец работал в нефтяной отрасли, был на хорошем счету, когда его в Москву забирали, первый секретарь обкома КПСС, Антонов, кажется, отпускать не хотел. Почти восемь лет мы здесь прожили,10-й класс я здесь окончил. Так как ВГИКа здесь не было, пришлось поступать в Политехнический институт, специальность 507– «Металлобработка». Учился я плохо, вспоминать страшно. Уходил в академический отпуск. Все свободное время  смотрел кино, читал о кино и гулял с друзьями по замечательному городу. Ресторан «Детинец» – отдельная тема! Так много приятных воспоминаний! Интересно, о чем думали люди, когда его закрывали»…

«Я думаю, любое кино должно быть хорошим. Это объяснить невозможно. Как оно получается и как находит отклик в душах людей? В свое время мы продюсировали «Любовь-морковь». Когда запускали, ни на что особенно не рассчитывали. Ну, снимем такую милую вещицу, взяли Гошу Куценко и Кристину Орбакайте, и без всяких амбиций поработали. Ошеломительный успех. Она стала кассовым чемпионом, собрала миллионы зрителей. А историческое кино требует совершенно другой сосредоточенности и много денег. Например, стоимость фильма «Викинг» ­­– миллиард. Но это может позволить себе Первый канал, Константин Львович Эрнст. Они же не ставили целью заработать денег, там были амбиции другого плана – поднять такое огромное производство, что в повседневной деятельности компании, продюсера невозможно. Потому что, если вы не окупаете фильм, вы не снимаете следующий, и так медленно заканчиваете свою карьеру»

«Я категорически против всякой цензуры. Более того, она запрещена. Слухи о том, что у нас лютует цензура – это неправда. Существует другая форма общественного сдерживания. Например, мат в кино. Я категорически против его запрета. Но понимаю, что если я оставляю  мат, то получу «18+», «21+» и мои фильмы не пойдут в прайм-тайм по телевизору, у меня ограничение аудитории. Такое ограничение имеет право быть».

***
Валентина Пепеляева руководит студией изобразительного искусства «Триптих». Мы расспросили ее  об  открытиях, которые делают ее ученики и она сама, о том, как противостоять творческим кризисам и как уживаются в одной семье исключительно творческие люди.

 «Кают-компания». Лучшее. Вадим Самойлов, Ренат Давлетьяров, Валентина Пепеляева, Николай Гринёв. Фото 3

«За каждым занятием – открытие! У нас прекрасная тёплая атмосфера в студии. Мы не только практикуем «классическое» рисование, но и стараемся экспериментировать с техниками в различных сочетаниях. Этот процесс поистине творческий, отсюда и радость открытия! А если говорить о человеческом факторе, об открытиях уникальных творческих личностей, то могу перечислять очень долго, потому что все мои студийцы уникальны и интересны. Каждый раз, начиная работать с новым студийцем, я и себя открываю заново, как преподавателя, потому что обучение в студии ориентировано исключительно на индивидуальный подход к каждому».

«Меня удивляет, когда люди говорят, что не знают, что рисовать. Наше окружение, среда настолько многолика, рождает столько идей… Можно уехать куда-нибудь за город, или посмотреть на лица… Я всегда любуюсь лицами, в них множество сюжетов. Я просто советую, открыть глаза и начать видеть. Посмотреть на небо, там столько прекрасного, независимо от погоды! Настоящие художники не боятся плохой погоды, а видят в этом вдохновение. Достаточно просто посмотреть в окно, или в душу заглянуть свою, изобразить свое состояние: радость, печаль. Поводов взять в руки карандаш или кисть великое множество: хорошая книга, фильм, или может быть любимый кот, друг, можно и цветы рисовать талантливо». 

«В своей семье я вижу бесконечный источник вдохновения, и настоящих коллег, и творческих союзников. У нас нет зависти друг к другу, а наоборот взаимообмен энергиями. Моя семья – самые честные советчики, именно от них я услышу правду, а это очень необходимо для художника услышать конструктивную критику, иногда все-таки глаз «замыливается», и честный взгляд необходим. Мы все разные. Михаил Иванович, мой супруг – великолепный иллюстратор, я в большей степени – живописец, Сева – прекрасный пейзажист, а у Вари (невестка - прим. ред.)  очень хорошо получаются портреты, потому что в них она видит образность. Мы друг друга поддерживаем, обогащаем. Надеюсь, мы когда-нибудь сделаем нашу общую выставку».

***
В истории Великого Новгорода есть имена, без которых его величие сложно было бы представить. Николай Николаевич Гринёв - бывший генеральный директор Новгородского музея-заповедника, заслуженный работник культуры Российской Федерации. В декабре ему бы исполнилось 70 лет. На страницах нашего издания о нем вспоминает его воспитанник, коллега и близкий товарищ Сергей Трояновский.

 «Кают-компания». Лучшее. Вадим Самойлов, Ренат Давлетьяров, Валентина Пепеляева, Николай Гринёв. Фото 4

«Я лично познакомился с Николаем Николаевичем более 30 лет назад, будучи выпускником школы, собиравшимся поступать в новгородский пединститут. Он был в составе приемной комиссии и терпеливо выслушивал мой лепет о том, как я хочу стать историком. Он тогда был преподавателем пединститута и лектором с  серьезной школой новгородского обкома партии, имел блестящее историческое образование не только в силу того, что заочно окончил Ленинградский Университет, но и в силу беспрерывно пополняемых знаний о Новгороде. С ним всегда было интересно и, как будущий студент, я впечатлился! Его внешность, бархатистый голос завораживали, погружали в историю настолько, что студенты между собой величали его не иначе, как «Коля-Бог».

«Николай Николаевич Гринёв родился в тяжелое послевоенное время, в 1947 году в Валдае. Детство его прошло в очень интеллигентной среде. Бабушка учила его французскому языку, одевала его по старорежимной дворянской моде. Он ходил в нарядах, присущих дореволюционной России. В нем всегда чувствовалась эта русская интеллигентность досоветской эпохи. Внешность, способность говорить содержательно, с хорошим знанием русского языка, правильная артикуляция речи, его лекторские данные поражали всех».

«Так уж сложилась судьба, что Николай Николаевич Гринёв возглавил музей в один из самых трудных периодов его истории.1991 год, разваливается страна, экономика лежит на боку. Сплошные проблемы, начиная от выплаты зарплаты сотрудникам, до содержания огромного хозяйства в городе и по области: Чудово, Старая Русса, Валдай, Боровичи, Кончанское...Все нужно было сохранить, не дать разбежаться кадровому составу, который долгие годы тщательно подбирался. И здесь о Гринёве можно сказать самые высокие слова, потому как ему удалось не только сохранить, но и нарастить музейный ресурс, включая людей. Его усилиями, в 1999 году, при поддержке академика Янина, музей был включен в свод особо ценных объектов Российской Федерации, как объект культурного наследия. С этого момента ситуация изменилась. Музей стал получать средства из федерального бюджета.  Огромная организация, где трудится более 600 человек получила шанс на выживание. Сегодня нельзя сказать, что мы процветаем, но ситуация гораздо стабильнее, чем у наших ближайших соседей, находящихся на содержании областных бюджетов и растерявших филиалы».

Новости – Великий Новгород, Новгородская область. Пароход Онлайн



















Поделиться:
Написать нам