Личный кабинет
  • Погода: 18.9oC
  • $: 66,47
  • €: 77,75
  18.12.2017 14:33

Сергей Эрденко: «В России цыганская музыка сегодня находится «на обочине»

Сергей Эрденко: «В России цыганская музыка сегодня находится «на обочине»

(фото – lifeactor.ru)

В минувшую субботу в Великом Новгороде в КЦ «Диалог» дали концерт музыканты прославленного цыганского трио «Лойко». Коллектив образовался в Дублине в 1990 году. По мнению европейских журналистов, «Лойко» давно и по праву принадлежат к мировой скрипичной злите. Музыканты стали первым коллективом России, выдвинувшим цыганскую музыку на самые престижные европейские сцены: театр «Марини» в Париже, Королевская Консерватория в Брюсселе, Старая Опера во Франкфурте, Монхетен Холл в Нью-Йорке и многие другие. Нам удалось пообщаться с основателем трио Сергеем Эрденко.

– Начнем уже с традиционного вопроса, бывали ли вы раньше в Великом Новгороде?

– Да, это было. Во-первых, я как турист сюда приезжал. Очень красивый у вас центр. И, конечно мы приезжали пару раз играл в филармонии. С большим перерывом мы опять возвращаемся сюда и с радостью. Хорошее место, замечательный зал.

– В вашем послужном списке выступления на больших мировых сценах… А как себя ощущаете в малых региональных залах?

– Есть большие, есть малые города, и порой маленький город настолько имеет свое лицо, свою душу, и ты чувствуешь это, когда туда приезжаешь. Мы буквально несколько дней назад играли в Москве в музее Глинки, там зал всего на 150 мест, но эта сцена известна тем, что там переиграли практически все лучшие скрипачи не только Советского Союза, России, но и мировые звезды. Там феноменальный звук, феноменальная акустика. Там ты находишься, будто на дополнительных скоростях. Вообще для меня по большому счету нет разницы, на какой площадке мы играем. Сегодня мы можем играть для 1500-2000 тысяч зрителей, а завтра в маленьком зале на 150 мест. Самое важное – кто сидит в зале, как люди сопереживают, как чувствуют то, что ты им рассказываешь.

Сергей Эрденко: «В России цыганская музыка сегодня находится «на обочине». Фото 2

(фото – philharmonia-barnaul.com)

– Вы наблюдали за тем, какая публика приходит на ваши концерты?

– Всегда по-разному. Если ты выступаешь где-нибудь в оперном театре или на филармонической сцене, видишь, что люди заходят в черном, белом, в драгоценностях, немножечко так официозно. Причем публика не понимает, на что она пришла: просто надо посмотреть, ведь говорят, что это явление, все дела… Но когда мы начинаем играть, буквально через 3-4 номера люди забывают о прямых спинах, чувствуют себя вольготно, свободно. Когда этот момент перелома происходит, публика забывает о том, как она выглядит, это самое ценное в нашей музыке, ты их просто ведешь за собой, и делаешь с ними, что хочешь. 

Как-то играли в консерватории. Пришли студенты, профессура. После концерта толпы людей подходили, особенно музыканты, спрашивали: а как вы вот это играете, а это? Апломб уходит, и мы видим горящие глаза и большой интерес.

Играем и для просто хороших людей, которые шли на цыганскую музыку, на русский романс, при этом они встречают и те новшества, которые мы несем. У нас два скрипача и гитара – это необычный состав. Можем играть и как скрипачи, и как вокалисты. У нас достаточно широкая палитра. Очень много ищем в аккомпанементе. Если мы берем, допустим, русский романс, мы стараемся, чтобы аккомпанемент был участником.

– На ваш взгляд, в чем секрет «вечных» песен, «вечных» композиций, которые спустя многие десятилетия, а некоторые и столетия, продолжают жить и по-прежнему затрагивать чувства слушателей?

– Например, есть такая вещь, как Марсельеза. Каждый раз, когда я ее слушаю, у меня просто слезы наворачиваются. Она была написана, как крик души, без каких-либо умозрительных вещей, у меня ощущение, будто она вылилась в одну секунду. Или еще «Вставай, страна огромная» – это всенародная, действительно, песня. В каком бы ты ни был состоянии, когда ты ее слышишь, открываются просто какие-то занавесы, и ты видишь хронику Великой Отечественной войны. Если говорить о таких песнях, как «Очи черные», или «Калинка» – их всех объединяет гениальность. Они до неприличия просты, но в этой простоте и кроется гениальность.

Сергей Эрденко: «В России цыганская музыка сегодня находится «на обочине». Фото 3

(фото – revda-info.ru)

– А знаете ли вы современные композиции, претендующие на вечность?

– Это станет понятно только через горнило времени. Есть какие-то очень симпатичные вещи: «The Beathles» «Yeasterday», «Подмосковные вечера», быть может какие-то произведения «Queen».

Последнее мое удивление, когда я смотрел шоу «Голос» и услышал первый раз Тимофея Капылова, я почувствовал в этом человеке настоящий талант, глубокий талант, быть может то, чего не хватало нашей эстраде в очень большом объеме. Человек ничего не изображает, у него все изнутри, но он настолько завораживает. Простота и талант – больше ничего не надо. А все остальное есть у него: и мастерство, и понятие вкуса.

– Какой музыкой вы наслаждаетесь?

– Я очень много слушаю народной мировой музыки. Люблю французов, венгров, индийскую музыку. Очень также люблю классику, слушаю с удовольствием концерты Паганини. Я собираю, в первую очередь, цыганскую музыку всего мира. Я хочу быть в курсе новых звезд, которые сейчас нарождаются, и расширять свой кругозор, чтобы найти для себя что-то полезное и внести вглубь «Лойко».

Сергей Эрденко: «В России цыганская музыка сегодня находится «на обочине». Фото 4

(фото – riavrn.ru)

– Ваш взгляд изнутри, куда движется современная музыкальная цыганская культура?

– Она сейчас никуда не движется, к моему сожалению. Те люди, которые играют цыганскую музыку, их единицы. До перестройки практически не было ни одной филармонии, где не было бы цыганского коллектива, и тогда они были очень востребованы, это были такие «таборы на колесах», они практически каждый год гастролировали. Вот в такой атмосфере рождалось что-то талантливое. Каждый ансамбль стремился иметь свой репертуар, свои тонкости.

Если уходить вообще глубоко в середину-конец 19 века, то, что происходило там, можно сравнить только с тем, что происходит в Испании с фламенко. Цыганская музыка была суперпопулярна. К примеру, когда во Франции была знаменитая выставка, и где выступал Дягилев со своим балетом в первом отделении, во втором отделении пел цыганский хор Шишкина из Петербурга. Понимаете, на каком уровне это все было?! Причем если говорить про Петербург, цыганская музыка звучала и в Мариинке, и в Александровском театре, и в филармониях.

Очень сильно поменялось все, начиная с конца 20 века. Появилось новое явление – рождение театра Ромэн в Москве. Но, к сожалению, эта эпоха ушла вместе с Николаем Сличенко, не было больше таких звезд. Конечно, сегодня есть среди цыган звезды, но их единицы и они разрознены, они не имеют фестивалей. В Европе цыганские фестивали проходят, не переставая, в каждом месяце в каких-то странах это происходит. К сожалению, в России сейчас цыганская музыка на обочине, но я, как идеалист, верю, что рано или поздно это все пройдет, люди поймут, что то, что находится в грязи, пора поднимать и воздавать должное.

Сергей Эрденко: «В России цыганская музыка сегодня находится «на обочине». Фото 5

(фото – официальная страница коллектива)

Я очень благодарен нашим зрителям, которые приходят на наши концерты, не боятся этой приписки «цыганская музыка», за ней все равно тянется шлейф чего-то такого низкопробного, кабацкого, а эта музыка гениальная, она заставляет людей плакать и смеяться в одно и то же время, это чарующая волшебная музыка.

– В чем вы видите миссию музыканта?

– Если глобально: есть возможность словом сказать, картину описать, а есть возможность обо всем об этом сказать музыкой. Музыка способна напрямую воздействовать на человека, на его подсознание. Когда человек воспринимает музыку, это напоминает мне, как люди смотрят на «Черный квадрат» Малевича и что-то себе придумывают. Та, музыка, что мне близка, в первую очередь, должна быть эмоциональной и чистой, и когда ты выходишь после концерта и чувствуешь, что тебе лучше стало во всех смыслах и испытал чувство любви, тогда, мне кажется, что твоя миссия выполнена хоть на немножко. Для меня также очень важно вывести цыганскую музыку из подполья, вывести на симфоническую и классическую сцену мы делаем для этого все, что можем. Но, честно скажу, очень трудно бороться с рутиной, с консерватизмом. То, что мы приехали в ваш город – это для нас тоже маленькая победа. 

Новости – Великий Новгород, Новгородская область. Пароход Онлайн

Поделиться:
Написать нам

Комментарии