Личный кабинет
  • Погода: 19.9oC
  • $: 67,01
  • €: 78,36
  25.11.2017 16:00

Бизнес-тренер Александр Черепица

Бизнес-тренер Александр Черепица

Пароход. Онлайн в рамках серии блиц-интервью с игроками интеллектуального клуба «60 секунд» поговорил с начальником центра маркетинга НовГУ, экспертом и тренером в проектах «101 стартап» и «Азбука предпринимательства» Александром Черепицей.

– Проект по обучению предпринимателей работает не первый год. Есть ли у нас какое-то движение в этом направлении?

– Во-первых, это программы федеральные и доходят, как правило, до всех регионов. Было бы хуже, если бы их не было, но они есть — и это очень хорошо. Движение, конечно, есть. В основном на курсы идёт молодёжь, которая хочет реализоваться. В этих проектах им дают знания в области бизнес-планирования, генерации идей, финансового планирования, управления персоналом и другие, необходимые для начала своего дела. Из года в год программа видоизменяется. Конечно, выхлоп не такой, как хотелось бы. Не все, кто приходят обучаться и доходят до конца, становятся предпринимателями – в силу разных причин. Раньше я даже не задавался вопросом – почему так. А в прошлом году я стал спрашивать в лоб – «ну что, будете создавать бизнес?». И не скажу, что большинство ответило «да». Кому-то мешают семейные обстоятельства, у кого-то дети, кто-то робеет сделать этот шаг решительный. У кого-то есть работа – боится увольняться, или сложно совмещать. А кто-то, например, не может придумать – чем заниматься, у других же слишком много идей, и он не может выбрать – с чего начать. То есть, у всех находится причина и, получается, начинать следует с того, что людей надо замотивировать заниматься предпринимательством в наше нелёгкое время. А потом их надо уже обучать. Хотя, с другой стороны, знания лишними не бывают. Другой вопрос, что предпринимательство сейчас очень рискованный и сложный вид деятельности. Но, в любом случае, например, среди моих студентов сейчас много тех, кто занимается бизнесом вполне успешно и открывает новые предприятия. Да и кому этим заниматься как не молодым? Ведь у нас взгляд часто замыливается. Во-вторых, сейчас время цифровой экономики и молодым запустить бизнес чаще легче, также как и продвигать его с помощью социальных сетей и других инновационных ресурсов. У молодежи интересных идей вообще очень много. Свободная ниша найдется всегда. Кризис – это в том числе возможность открывать новый бизнес.

Бизнес-тренер Александр Черепица. Фото 2

– Тут влияют человеческие качества, особенности характера?

– Да, конечно. Предпринимательству как, например, рисованию можно научить, но Айвазовским и Суриковым станет далеко не каждый. Есть люди, которые предприниматели по призванию. Они чувствуют рынок, они решительны, амбициозны и не боятся сложностей, они практически ежедневно могут генерировать идеи новых бизнесов и хвататься за них. Среди моих знакомых есть несколько человек, которых я постоянно привожу в пример. Они предприниматели по душе, они видят, чувствуют рынок, когда его ещё нет. Они создают бизнес-модель, а буквально через год она начинает тиражироваться уже в других компаниях. Но они были первыми. Это всё надо уметь чувствовать. Но бизнесом можно заниматься и без таланта. Да, миллиардером, может быть, вы и не станете, но прокормить себя и свою семью сможете. Это достаточно тяжёлый труд, он может отнимать достаточно много времени, нервов, сил… но зато это работа на себя. Это самореализация, это та работа, которая зависит только от вас в тех условиях, в которых вы существуете.

Бизнес-тренер Александр Черепица. Фото 3

– Насколько вам интересны другие стороны жизни нашего города?

– Я житель Новгорода, и всё, что в нём происходит, касается меня, в той или иной степени. Что-то цепляет, на что-то не обращаю внимания, мимо чего-то прохожу. А так – город у нас небольшой, активный и пока ещё молодой.

– У нас есть два взгляда на развитие города. Первый – это благоустройство города – например, дорогая набережная, экотуризм. Второй – это, к примеру, привлечение ещё одного химического производства, чтобы зарабатывать и выживать. Какой из этих двух путей ближе вам?

– В любом случае, в основе развития любого субъекта лежит стратегия. Должна быть политическая воля и видение того, что должно появиться на месте, где пока ничего нет. Если мы хотим двигаться, например, в сторону промышленного города с производством и высокотехнологичными рабочими местами, то эти предприятия нам придётся строить и учитывать те риски, которые за этим придут. Проблема с рабочими местами, в том числе для молодежи, у нас существует — работать у нас, по большому счету, негде, поэтому молодые и уезжают в большие города или создают бизнес сами. С другой стороны существует понятие туристического центра. И если говорить о нём, то это должен быть удобный для туристов город. Они приезжают сюда ради памятников, но должна быть и инфраструктура, яркие мероприятия. И тогда, конечно, уже надо обустраивать красивую набережную и зоны отдыха. Но всё это требует денег, а их в бюджете и так маловато. Нам бы дороги подремонтировать. Слава Богу, их начали чинить, и они хорошо пока держатся. Любая стратегия начинается с целей и оценки ресурсов. И если не хватает ресурсов, то тогда нужно менять и цель, и стратегию.

Бизнес-тренер Александр Черепица. Фото 4

– Но у нас ведь хотят и туризм и производства? Надо определиться?

– Если есть желания, то разумный человек оценивает и свои возможности. И если есть возможности, то, естественно, человек свои желания в итоге осуществит. Не сейчас, постепенно, но осуществит. А если ресурсов нет, то всё так и останется на словах.

– Есть ли сейчас вещи, которые вас раздражают?

– Нет, меня ничего не раздражает. С возрастом я становлюсь терпимее ко многим вещам. Это в молодости мы делим мир на чёрное и белое. А с годами появляется опыт, ты знакомишься с другими мнениями, понимаешь, почему что-то происходит. Я много общаюсь с людьми разных поколений – со студентами, с молодыми предпринимателями, с людьми своего возраста и теми, кто гораздо старше. И сейчас мне даже сложно понять, что меня раздражает. Ни музыкальные вкусы, ни слоганы, ни новые технологии. Я ко всему отношусь терпимо – всё понимаю и стремлюсь интересное использовать в своей жизни. А если не понимаю и никак не разобраться, то просто не обращаю внимания.

Бизнес-тренер Александр Черепица. Фото 5

– Какие процессы включает в себя процесс игры в «60 секунд»?

– Для меня и для моих коллег по команде «60 секунд», в первую очередь, отдых. Конечно, мы хотим чаще побеждать и огорчаемся, когда болтаемся внизу турнирной таблицы. Но игра это отход от каких-то привычных мыслей, оживление ума и впитывание новых знаний. Я рад, что такая игра появилась и стала преемницей игры «Что? Где? Когда?», которую мы создавали с двумя товарищами в 90-е на базе ДК «Профсоюзов». Тогда мы ездили на «ЧГК» в Москву, познакомились с Ворошиловым, участвовали в «брейн-рингах» на Центральном телевидении. Кстати, на первом конгрессе Международной ассоциации клубов «ЧГК» главным призом был новгородский телевизор «Садко» - мы на поезде везли его в Мариуполь, где проходил этот конгресс. Там мы познакомились с Друзём, Белкиным, Козловым и другими звездными знатоками. Было активное, яркое и интересное время. Тогда – в 90-е и «нулевые» – наш клуб был основным местом отдыха интеллектуальной молодежи. Многие тогдашние и нынешние руководители органов исполнительной власти играли в нашем клубе. Сейчас смотришь на фотографии – кого-то уже нет, кто-то в Москву перебрался. Я очень рад, что традиции игры продолжаются.

Бизнес-тренер Александр Черепица. Фото 6 Бизнес-тренер Александр Черепица. Фото 7

– Не думали нового ректора НовГУ пригласить поиграть?

– Он молод, интеллектуален, у него много увлечений и, когда узнали о его назначении, появилась такая идея – пригласить его в игру. Думаю, ему очень понравится.

Новости – Великий Новгород, Новгородская область. Пароход Онлайн

Поделиться:
Написать нам

Комментарии