Личный кабинет
  • Погода: 2.8oC
  • $: 68,00
  • €: 76,76
  20.11.2017 17:03

Андрей Катаев: «Я считаю, что на афише любого события региона нужно ставить значок «Руси Новгородской»

Андрей Катаев: «Я считаю, что на афише любого события региона нужно ставить значок «Руси Новгородской»

Андрея Катаева можно назвать «профессиональным туристом», причем туристом бывалым. Именно он окрестил нас «мы Ж новгородцами» и заявил, что «жива Ж земля новгородская». Эти слоганы уже успели стать локальными сетевыми мемами. Сейчас Катаев возглавляет туристический офис «Русь Новгородская». До этого были туристические проекты в Сибири, на Кавказе и в Сочи, и везде Андрей Александрович делал ставку на национальный колорит и местные особенности антуража. «Пароход. Онлайн» пригласил Андрея Катаева в гости, чтобы узнать, когда в Новгородскую область хлынут туристы и зачем им, собственно, сюда ехать.

- Как Вы оказались в Новгородской области?

- В 2013 году, работая на Кавказе, я задумался, что работал со многими регионами России — Чукотка, Тыва, Хакасия, тот же Кавказ и Сочи. И каждый раз я глубоко погружался в местную культуру, пропускал её через себя. И однажды подумал, что пора уже отдать дань и русской культуре. А местоположение Новгорода очень удобно — между двумя столицами. Ну и я северный человек, мне нравится здешний климат, потому после Сочи и Кавказа я основательно захотел переехать. В Новгороде много плюсов — та же история, например. Мне очень нравится город.

- Чем Вы занимались, когда переехали?

- Создал компанию «Мастерская регионального туризма» и ездил по регионам с семинарами. Мой опыт в туризме уникальный, даже не знаю, кто обладает таким же. Я занимался и детским туризмом, и клубным, организацией чартеров, выездным и внутренним туризмом. Охота, рыбалка, сплавы, автобусные туры, экстрим — я всё это делал. Также занимался брендированием регионов. Уже живя в Великом Новгороде, сделал проект для Адыгеи.

Андрей Катаев: «Я считаю, что на афише любого события региона нужно ставить значок «Руси Новгородской». Фото 2

- Что для вас Великий Новгород?

- Для меня Новгород - русских дух и православие, богатство истории и культурного наследия, но у меня есть и знакомые, которые воспринимают Новгород как перекрёсток разных путей, как торговый и купеческий город, больше ориентированный на Запад. Я потом стал узнавать про вклад новгородцев в развитие России и понял, что можно сказать, что в каждом русском есть капля новгородской крови. В республике Коми есть знаменитая деревня Усть-цильма на Печоре. Её жители называют себя новгородцами и достают костюмы, которым триста лет на праздник Красной горки. В деревне Русское Устье в Якутии живут новгородцы, которые поселились в тех местах еще в 16 веке.

- Как вы попали в команду губернатора?

- Когда произошла смена власти в регионе, то Андрей Никитин отметил, что наши слоганы, наработки — это готовое графическое решение и очень удачный визуальный образ. Он предложил сотрудничать. Когда было принято решение о создании структуры для развития туризма, то Николай Новичков, с которым мы знакомы давно, предложил участвовать в работе «Руси Новгородской». Мне понятны проблемы регионального туризма и есть знания, что нужно делать, поэтому я принял это предложение.

- Поделитесь, в чем особенность «Руси Новгородской»?

- К сожалению, в нашей стране есть закон «о самоуправлении», который, по-моему, мешает развитию нашей страны. У нас разделили все субъекты на части — область живет своей жизнью, федеральный музей и город — своей. На человеческом уровне все дружат, но на рабочем - у всех свои уставы и установки. Нет единого видения не только в туризме, но и в других сферах. И нам была нужна структура, которая сможет объединить для развития туризма муниципальную и областные власти, районы и федеральные учреждения. Поэтому учредители «Руси Новгородской» - это все районы, федеральный музей заповедник, администрация Великого Новгорода, Валдайский национальный парк и правительство Новгородской области.

- И что нам это даст?

- У каждой нашей отдельно взятой государственной туристической структуры есть свое госзадание или какие-то свои планы. По-хорошему, у нас должна быть единая система, которая всех дополняет и информирует. Ведь у нас есть базовые туристические центры, и если турист приехал в Старую Руссу, то почему бы ему ещё не съездить в Великий Новгород или наоборот. Основная задача офиса «Русь Новгородская» - это выстроить идеологию развития регионального туризма. Проработав во многих уголках страны, я понял, что основная и общая проблема туризма в России — это бессистемность. И хоть у нас туризм и культуру объединили, но культура не думает о том, что любое их событие могло бы стать туристическим. Культура тратит много денег и на работу учреждений, и на культурные мероприятия. Это большая работа в рамках, например, госзадания. Только эффект от неё почти нулевой. Каждое мероприятие при подключении СМИ и при определении целеполагания сможет стать туристическим. Это будет привлекать туристов и поможет сформировать необходимый образ региона. Структура регионального туризма начинается от отдельного клиента и заканчивается общей инфраструктурой, которую, в итоге, нужно по-максимуму загрузить туристами. Сейчас мы должны понять — кто наш турист, что нужно сделать в регионе, какой нужен для этого интернет-ресурс. Тут нужен и анализ территории, и маркетинг. Например, можем ли мы позиционировать Великий Новгород и область, как экологически чистый регион?

- Но в Малой Вишере и Старой Руссе даже воды чистой нет в городах. Люди там травятся, стонут. Вывоз мусора тоже хромает. Если турист проедет по трассе, то увидит свалки мусора. Какой экотуризм?

- Смотрите, можно говорить, что мы живём на свалке, у нас нет дорог и вообще всё плохо — и с этим смириться. Мы хотим позиционировать область как экологически чистую и комфортную для автопутешествий. Сейчас это звучит как абсолютный бред. Но все туристы уже пересели на колёса и на автотуризм есть большой спрос. У нас богатое историко-культурное наследие — это как точка притяжения. Многие хотят просто выехать на природу. Знаете, у нас в некоторых районах летом население вырастает в два раза. Я спрашиваю этих приезжих — зачем вы приезжаете? Слышу ответ : «Просто побыть на природе». Спрос на экологический туризм достаточно большой. И если мы начнём всеми структурами области работать в этом направлении, то сделаем и дороги. От этого выиграют все — и жители, и туристы. И если мы будем позиционировать себя как экологически чистый регион, то мы будем думать, что нужно убирать свалки и задумаемся — а так ли нам нужны вредные химические предприятия. Стоит ли ради него вредить природе?

- Но Андрей Сергеевич ведь хочет привлекать в область инвестиции, а если придет крупный инвестор – владелец завода, скажем, химической промышленности?

- Экотуризм — в том числе тренд для производства экологически чистых продуктов. Он может задать вектор развития сразу ещё для нескольких отраслей.

- Каковы шансы того, что в приоритет поставят именно туризм, а не другое направление? У области много задач — регион непростой, экономическая ситуация тоже сложная. Основные расходы ведь, скорее всего, направят на социальные нужды, нежели на туризм.

- Это все на уровне решений. Если оно – решение - принимается, то должен быть системный подход к работе в той или иной отрасли. Наша задача — правильно подать все это и убедить. Дальше ответственность за другими участниками процесса. Что касается финансов – частные деньги, которые готовы инвестировать в туризм, немалые. Близость к столицам дает нам дополнительную лояльность. В Новгороде можно что-то открыть, построить и контролировать бизнес процесс, живя в Москве.

- Но Андрей Сергеевич отменил налоговые льготы. Так получается, что есть «А», но за ним всегда просится «Б». Все с параллельными мнениями и велик шанс, что эти мнения так и не пересекутся.

- Задача «Руси Новгородской» сделать так, чтобы вектор по развитию туризма был понятен и муниципалам, и федералам, и областным властям. У нас очень многие события проходят параллельно друг с другом — на них тратятся деньги, но эффекта никакого. Хотя, быть может, стоит всем структурам вместе сделать один большой праздник. А получается, что область не участвует, например, в городских мероприятиях, потому что у них нет такой установки. Пусть событий будет меньше, зато они будут действительно яркие. И усилим их бюджетами города, области, федеральным. Потом все будут отмечать, что в Новгороде есть такое то событие и стоит сюда приехать.

- В Окуловке «Кинопробы» делали под выборы? Всю Окуловку на уши подняли - дорог нет, цены на еду взвинтили — там просто разорвали единственный магазин, гостиниц нет. Не подготовлена была площадка.

- Это мероприятие делалось не под выборы. Это вообще частный проект Игоря Силивёрстова.

- Но под брендом «Руси Новгородской».

- Я вообще считаю, что на афише любого события региона нужно ставить значок «Руси Новгородской», потому что мы приняли решение, что «Русь Новгородская» - это туристический бренд региона. Я вот недавно спрашивал — почему «дней города» муниципальных районов нет в календаре событий. В некоторых районах это - главное событие лета. Для меня день города Великого Новгорода - это один из главных праздников, и он должен быть туристическим, раскрывать потенциал культуры и традиций Новгорода, на него должны специально приезжать. Но мне говорят, что это праздник, в первую очередь, для жителей города. В прошлый раз он прошел под лозунгом «Сделано в Великом Новгороде». Но если посмотреть, что там было, то в нашем городе ничего и не сделано. Если это праздник пейнтбола, гамбургеров и подобного, то жаль, что у Новгорода такое лицо. Мы пытаемся влиять стратегически и идеологически на то, чтобы это событие раскрывало истинную суть Великого Новгорода.

-Каким образом?

- Мы не ценим свою русскую культуру. Мы больше готовы одеваться в костюмы немецких купцов. Наша культура намного интересней, чем переодевание в рыцарей. Когда обсуждаешь эту тему с молодежью, они отвечают: «Как мне надоело это все русское». Получается, что мы перестаём гордиться своей культурой, нам она не нравится. Можно понять почему — тот лубок, который нам показывают, все эти калинки-малинки, это - фейк. Это пошло еще из советских времен — все в одних и тех же костюмах, с одним репертуаром, по одной разнарядке на всю страну. Если бы, например, новгородская традиционная песенная культура ожила, то можно было бы её популяризировать. Отсутствует идеология. Общими действиями мы сможем заинтересовать человека себя уважать, потому что ты - русский и у тебя такая богатая культура. Сейчас же молодежь больше становится хипстерской — мы едим гамбургеры и все остальное. Им это ближе, чем русский фольклор. Хотя он тоже может быть модным и современным, и его можно подавать по-другому.

Андрей Катаев: «Я считаю, что на афише любого события региона нужно ставить значок «Руси Новгородской». Фото 3

- На «Русь Новгородскую» были потрачены деньги. 5 миллионов в 2017 году. Понятно, что эта структура - вещь далеко шагающая, стратегическая. Но когда можно будет увидеть эту самую стратегию развития региона, и насколько она реальна в воплощении? Потому что пока мы говорим со свободным художником. И непонятно, как встроить все Ваши идеи в реалии жизни небольшого города, где нет дорог, гостиниц, где кафе в центре города без уймы согласований не открыть. Событийка в этом вопросе - дело пятое. Культура-то на балансе. Денег на мероприятия нет. На что Вы будете работать, как привлекать инвестиции? Будет ли, в итоге, жива земля новгородская?

- Многие мои проекты живы по всей стране до сих пор. Потому что у них есть идея. Концепция должна задавать идеологию и векторы направления. И если решение принято, то все начинают работать вместе. В первую декаду декабря мы представим концепцию развития от «Руси Новгородской» на советах территории и индустрии. 22 декабря будет её презентация для нашего наблюдательного совета. Там будет уже конкретика. Понятно, что на всё это влияет много факторов — нехватка денег, стереотипы, различные мнения. В каждом регионе, где я работал, мне говорили - «у нас самые худшие чиновники, самые плохие дороги и люди ужасные». На самом деле, везде люди хорошие и главный ресурс любого региона — это люди.

Новости – Великий Новгород, Новгородская область. Пароход Онлайн


Поделиться:
Написать нам

Комментарии


Смотрите также