Личный кабинет
  • Погода: 0.1oC
  • $: 66,92
  • €: 76,08
  02.12.2018 18:30

«Кают-компания». Фёдор Скосырев: «Хочется уже отойти от термина «авторская песня»

«Кают-компания». Фёдор Скосырев: «Хочется уже отойти от термина «авторская песня»

В студии «Пароход Онлайн» завершаются съёмки квартирников. Одним из их участников стал гитарный дуэт Фёдора Скосырева и Андрея Григорьева. Напомним, ребят признали лучшими по итогам арт-фестиваля «уЛИЦА», ставшего одним из центральных событий празднования Дня города в Великом Новгороде. Участник дуэта и музыкант одного из самых ярких, скандальных и неординарных новгородских тяжёлых коллективов – группы «Изгарь» – Фёдор Скосырев дал интервью нашему изданию.

— На данном этапе термин «бардовская песня» себя исчерпал. Осталось понятие «авторская песня», когда человек сочиняет музыку и стихи. Любая песня, конечно, авторская, но под песней барда всегда подразумевалась палатка, человек с гитарой у костра в какой-то рваной одежде, прожженной в походах… В данных реалиях такого уже, конечно, нет. Прошла эта романтика. Человек, слыша слова «бардовская песня», представляет себе три аккорда, а некоторые – вообще «блатняк». Я не хочу, чтобы меня ассоциировали с тремя аккордами и «блатняком», я стараюсь писать музыку интересную, максимально усложняя гармонии и тексты. Поэтому поэтической частью творчества я занимаюсь с другом – Алексеем Смирновым. Как правило, я делаю какой-то набросок текста, а он его редактирует, за что ему большое спасибо.

— Играешь ты дуэтом с Андреем Григорьевым. Почему не один?

— Андрей обогащает мою музыку своими аранжировками. В одну гитару всегда сложно уложиться. Я могу играть только ритм, либо солировать. А когда я должен играть какой-то сложный ритм и петь, получается, как швейцарский нож: плохое лезвие, плохая вилочка. Всего много, но всё плохое. Нужно концентрироваться. Профессиональные исполнители либо играют на чём-то, либо поют, либо танцуют и так далее. Я вот давно мечтал о напарнике, и так случилось, что после армии судьба меня свела с Андреем Григорьевым.

«Кают-компания». Фёдор Скосырев: «Хочется уже отойти от термина «авторская песня». Фото 2

— Как ты уже говорил, для многих авторская песня – костер, палатки, скатанные свитера, «изгиб гитары желтой…». Тебе это не близко?

— Мне это очень близко, поскольку у меня отец сам из таких кругов, то есть фактически он причастен к авторской песне. Просто хочется как-то отойти от этого термина, использовать более современный. Например, автор-исполнитель. Хотя «Comedy Club» уже и эту формулировку высмеял, Эдуард Суровый и всё такое.

— На бардовские фестивали ездил?

— Ездил, но не так часто, конечно, как мой отец. Несколько десятилетий он является членом жюри на таких фестивалях. Мне на них нравится и ценно общение с людьми. Они все такие разные. У каждого свои мысли, интересы. Я и в туристические походы поэтому редко, но все-таки хожу.

— Это тоже несколько бардовская тема?

— На самом деле, бардовская песня – неотъемлемая часть туризма, но всё-таки это несколько разные вещи, их нужно тоже разделять. Да, люди ездят в походы, но там, как правило, нет матерых исполнителей. Люди просто играют песни, которые им нравятся. Поэтому если поедет молодая компания, в ее кругу будет звучать больше рок-музыки. «Чайф», например, там и так далее.

«Кают-компания». Фёдор Скосырев: «Хочется уже отойти от термина «авторская песня». Фото 3

— А что играешь ты?

— Абсолютно разное. Я могу играть рок, мне нравятся очень тяжелые жанры, и я люблю и могу спеть того же Визбора, Окуджаву. На самом деле музыка буквально преследует меня по жизни. С детства у моих бабушки с дедушкой я слушал баян, гитару, хоровое пение – это большую роль сыграло. Отец у меня музыкант уже более профессионального уровня. У него было замечательное трио «Многоголосие». Они на неделе раза три репетировали, и я маленький прибегал, слушал, мне нравилось.

— Что в твоем жанре, как тебе кажется, важнее: музыка или текст?

— Что важнее у птицы: правое или левое крыло? Невозможно построить дом без фундамента. Если я буду просто зачитывать стихи, это – уже другой жанр. А песня на то и песня, что в ней есть и музыка, и стихи. И то, и другое должно быть хорошим, чтобы не получилось, как в попсе 90-х.

— Сейчас попса лучше?

— Уровень исполнительства вырос, это я могу точно сказать. А насчёт другого, тут уже идёт моё субъективное мнение исключительно по отдельным исполнителям, которые мне нравятся. Не буду их называть, это стереотипно сложит мнение о моём характере. Скажем так, эти исполнители ближе к рок-музыке, нежели остальные.

«Кают-компания». Фёдор Скосырев: «Хочется уже отойти от термина «авторская песня». Фото 4

— Ты – участником новгородской группы «Изгарь». Как сочетается романтическая музыка твоего собственного проекта с этим изгаревским трэшем?

— Ну, вообще я считаю, что хороший музыкант может создавать абсолютно любую музыку. Так случилось, что моё детство было наполнено авторской песней, и я с удовольствием сочиняю песни такого жанра, хотя, наверное, я больше исполняю поп-рок, если разбираться по жанрам. Юность моя связана с рок-музыкой, мои школьные друзья, друзья в институте слушали её.

— Какие группы на тебя оказали влияние?

— Как и все я начинал слушать «ДДТ», «Алису», «Король и Шут» и других русских исполнителей рок-музыки. Дальше пошла уже более тяжелая музыка: «Ария», «Iron Maiden», «Deep Purple», «Metallica», «Slayer», «Megadeth, очень люблю немецкую группу «Rage». Огромное влияние на меня оказал гитарист этой группы Виктор Смольский. Меня заинтересовало, что человек славянских корней имеет мировую известность.

— Как ты считаешь, ты именно как гитарист где себя ярче проявляешь: в своем авторском проекте или в «Изгари»?».

— В «Изгари» можно расслабиться энергетически, получать кайф чисто от интенсивности музыки, от её пульса, сердцебиения... Там есть ударные, бас, которые задают темп достаточно высокий, поскольку трэш-метал – это быстрая музыка. А в моём авторском проекте песня – более личное, то, что я чувствую. Это не значит, что я не пишу для «Изгари», для неё я тоже пишу. То есть, если мне надо сбросить энергию высокого уровня, задать какую-то мощность, то я пишу тяжелую музыку. Если мне нужно выразить свою лирическую составляющую, я посвящаю себя авторской песне.

«Кают-компания». Фёдор Скосырев: «Хочется уже отойти от термина «авторская песня». Фото 5

— А больше в тебе «изгаревского» или романтического, душевного?

— 50/50, думаю. Я люблю и побеситься, и посидеть у костра – погрустить.

— Как ты считаешь, нужно ли музыкальное образование сегодня, чтобы создавать музыку? Сам ходил в музыкальную школу?

— Нет я в музыкалку не ходил. Мои первые занятия музыкой проходили в соседнем подъезде в виде частных уроков. Это было решение моего отца. Он сказал, что от индивидуальных занятий будет больше пользы. Это – эффект любого образовательного процесса: чем больше группа людей, тем сложнее доходит информация до одного индивидуума. Вообще я считаю, что в XXI веке человек может и самообразовываться прекрасно. Есть большое количество интернет-ресурсов, которые позволяют черпать информацию. Было бы желание. Если этого желания нет, даже обучаясь в музыкальной школе, он ничего не достигнет. Я считаю, что не обязательно иметь музыкальное образование, чтобы быть хорошим музыкантом. Образование как таковое обязательно. Человек должен развиваться. Но корочка, считаю, ничего не дает. Хотя разумеется, в симфонический оркестр без обучения в консерватории не возьмут, потому что профессиональное образование – это уровень. Но есть море примеров, когда очень хорошие музыканты не имели профессионального музыкального образования. Собственно, если не ошибаюсь, Григорий Лепс вообще профессиональный барабанщик, а не вокалист. Петь его никто не учил. Только когда у него появились средства он начал приглашать учителей. Что мы видим сейчас – он один из самых популярных исполнителей.

— Кто ты по образованию?

— Я инженер. Работаю на одном из новгородских предприятий. Мы конструируем реле. Пытаемся изобретать новые какие-то формы, но также занимаемся импортозамещением.

«Кают-компания». Фёдор Скосырев: «Хочется уже отойти от термина «авторская песня». Фото 6

—То есть у тебя совсем не гуманитарная профессия?

— Я и не говорил, что я гуманитарий. Кстати, почему считается, что творческие проявления — это гуманитарные проявления? И математик может писать вполне красивые стихи. К слову музыка, сочиняемая человеком с техническим складом ума и с гуманитарным несколько разная. То есть можно отметить, когда музыку писал человек-технарь и когда это дело думал гуманитарий. У технаря, как правило, есть строгие выдержанные формы, определённо есть структура в музыке, она действительно математична. У гуманитария всегда есть эксперименты. Он обязательно от традиций отступает, но слушателю это, как правило, незаметно. Иными словами, я считаю, что математики развивают уже достигнутое, выводя это новые высоты, а гуманитарии – изобретатели что-то нового. Казалось бы, в жизни технари у нас придумывают, создают ракеты, новые компьютеры, а музыке немножко наоборот.

— А в музыке ты технарь или гуманитарий?

— В музыке я всё-таки пользуюсь уже готовыми формами. Экспериментировать я тоже пытаюсь, но пока эти эксперименты я на люди не вывожу.

— Кому ты показываешь свое творчество в первую очередь?

— Друзьям и родителям.

— Критикуют?

— Бывает, конечно. Особенно если я показываю сырой текст, который еще не побывал у моего друга. У моей мамы очень хороший вкус к поэзии. Она говорит мне: «Ну зачем ты это пишешь?». Я говорю: «Подожди, все ещё будет».

«Кают-компания». Фёдор Скосырев: «Хочется уже отойти от термина «авторская песня». Фото 7

— А сам ты что предпочитаешь в литературе?

— Я люблю классическую поэзию. Если бы я занимался не только сочинением музыки, но и сочинением стихов, я бы, конечно, изучал поэзию более тщательно, пытался бы развиваться в этом направлении. Но больше я читаю фантастику. Научную, философскую иногда. Хотя если даже обычная повседневная проза написана красиво, почему бы ее не почитать.

Подготовили Кристина Гептинг и Кристина Дмитриева

Поделиться:
Написать нам

Комментарии

Фёдор Скосырев, 03.12.2018 08:43. Ответить
Спасибо, ребята. Благодаря "параходу" моя жизнь стала еще чуточку интереснее.
Фёдор Скосырев,  03.12.2018 08:46. Ответить
да простят меня за эту соединительную гласную)
Кристина Гептинг   03.12.2018 10:33. Ответить
"не забудем, не простим"
Евгения Олеиник, 03.12.2018 12:39. Ответить
Слог статьи очень хорош! Герой радует расширенным взглядом на мир.