Личный кабинет
  • Погода: -5.9oC
  • $: 66,75
  • €: 75,78
  11.11.2018 14:03

Раскольников vs Раскольников: фестивальная галерея

Раскольников vs Раскольников: фестивальная галерея

И снова Раскольников: сцены из нищего Петербурга

Новгородский академический театр драмы им. Ф. М. Достоевского, рабочие будни, день, но зал уже полон. И вновь на сцене рефлексия по поводу важнейших вопросов человеческого существования, обозначенных в книгах русского классика. XXII Международный театральный фестиваль Ф.М. Достоевского пригласил «Ведогонь-театр», спектакль которого задумывается о покалеченном внутреннем мире героев известного всем «Преступления и наказания».

Постановка Дмитрия Лямочкина – это не традиционный спектакль и не хронологический пересказ истории жизни Раскольникова. Это набор из наиболее болезненных, эмоционально тяжелых сцен романа. И хотя они не всегда связаны временем, постановка не выглядит обрывочной или лишенной цельности.

Раскольников vs Раскольников: фестивальная галерея. Фото 2

Посреди малой сцены – составленные в квадрат узкие столы, за ними – человек, с колодой картой, принимающий то ли в пивной, то ли в казино, каждого, кого приносит с холодных петербургских улиц. Здесь и оборванный бродяга, и обеспеченный господин, и тот самый известный следователь. В каждом легко узнать основных героев романа.

Основной элемент спектакля – акцент на игре. Психологической игре, в которой то с остервенением, то с усталостью участвуют сценические персонажи. Вот Свидригайлов (Алексей Ермаков) запирает Дуню (Марина Бутова) в своей квартире и мучает, вымогая у нее то любовь, то собственную смерть. Вот он предлагает Родиону (Ярослав Шевалдов) застрелиться, а здесь, он же, поминутно упоминающий свои связи и богатство, выступает то благодетелем, обеспечившим несчастных сирот, то убийцей, то тем, кому все осточертело, и кому жить больше невмоготу.

А вот и уставший от всего следователь (Антон Васильев), играющий с Родионом в кошки-мышки, дающий отсрочку для покаяния, и демонстрирующий своим спокойствием, что «жертвочка» уже давно у него в руках. То и дело в воздух выбрасываются карты. Козырь – крестовый валет, символизирующий темноволосого юношу, появляется то у одного, то у другого, но в итоге, все вальты оказываются на стороне правды. Бесчисленное количество козырей выпрыгивают на стол из рук проницательного следователя, доказавшего, что «низкая» теория оказалась слишком трудной для придумавшего ее, и что автор человеконенавистнеческой идеи жить с ней далее не сможет.

Раскольников vs Раскольников: фестивальная галерея. Фото 3

Мармеладов (Павел Курочкин), бывший чиновник мелкого ранга, безнадежный пьяница, берущий последние деньги у дочери-проститутки, поступившей на «службу» от нищеты и отчаяния, пытается то ли оправдаться, то ли самоунитожиться перед немногочисленной публикой в пивной. Выброшенный на обочину, в поношенной грязной шинели, Мармеладов, пожалуй, самый яркий персонаж на сцене. Сначала незаметный, а после – бьющийся в истеричном танце и выкрикивающий все свои преступления против своей же семьи.

Атмосферу безнадежности дополняет загадочный господин в цилиндре, сидящий в центре импровизированной стойки из столов (Сергей Зайцев). Он то посмеивается над истерикой несчастного Мармеладова, то протягивает карты Свидригайлову, то напевает веселые песенки, то отвечает за Раскольникова. Его роль напоминает о бесконечном одиночестве героев. Ведь кому бы они ни рассказывали о своих муках, в ответ – смешки и непонимание. Никому не интересно существование «чудаков», оказавшихся на самом дне жизни и изуродовавших существование своих близких.

Раскольников vs Раскольников: фестивальная галерея. Фото 4

Как и всегда у Достоевского, мучительная рефлексия происходит внутри героев, и зачастую остается незамеченной для окружающего мира. И зритель это видит. По завершению спектакля внутри остается совершенно цельная картина свершившейся трагедии, позволяющая еще раз поразмышлять над тем самым совсем не школьным романом.

Сценический сюр: Достоевский вернулся домой

Дом-музей Ф.М. Достоевского в Старой Руссе, филиал Новгородского музея-заповедника. Порог деревянного, крашеного в зеленый двухэтажного дома. Здесь жил и творил великий русский классик, здесь был написан его итоговый и самый сложный роман – «Братья Карамазовы». Здесь он пил сладкий чай и много работал – об этом любят рассказывать экскурсоводы. 

Раскольников vs Раскольников: фестивальная галерея. Фото 5

И здесь же, с порога началась «Игра в преступление. Достоевский», интерактивный московский спектакль «Школы современной пьесы», уносящий зрителя прямиком в действие романа. Спектакль создала большая команда режиссеров и актеров мастерской Александра Галибина при театре. Он уже не раз адаптировался под разные площадки. Но впервые обрел такую «сценографическую» подробность, которую подарил музей.

В ожидании дворника зрители сторожат дверь в квартиру убитой старухи-процентщицы, а после перешагивают «трупы» – ее и сестры Лизаветы, по несчастью встретившейся с Раскольниковым в роковой день.

Раскольников vs Раскольников: фестивальная галерея. Фото 6

Через минуту Порфирий Петрович издалека и как бы не по делу мучает убийцу, жажда добровольного признания. В этот раз следователь вовсе не серьезен, как принято его изображать. Напротив, он экспрессивен, громок, и нарочито весел, словно игра с попавшей к нему в руки «мушкой» доставляет огромное удовольствие.

После зрители переходят из комнаты в комнату. Там, где раньше жила семья Достоевского, сегодня оживает один из его романов. Со стен смотрят старые портреты, в комнатах полумрак. То и дело из «зала» выдергивается то один, то другой зритель, чтобы занять место рядом с актером и на секунду перевоплотиться, почувствовать себя в роли обнищавших и потерянных людей. Правда эти неожиданные встряски немного смущают зрителей, и далеко не всем хочется побыть героями романа.

Сильной оказывается сцена поминок пьяницы и бывшего мелкого чиновника Мармеладова. За длинным белым столом сидят зрители, поневоле изображающие тот самый сброд, что пришел в трагический день за вином и бросил осиротевшей семье пару копеек. Через длинный стол, кашляя и сгибаясь от болезни, надрывается Катерина Ивановна. Пахнет вином, жена погибшего то и дело обращается к зрителям и издевается над мелочностью и гадливостью тех, кто пришел проводить ее мужа.

Раскольников vs Раскольников: фестивальная галерея. Фото 7

Основные сцены романа проигрываются в разных комнатках, и, наконец, зритель оказывается в просторном, одновременно душном и мрачном зале. Тусклый свет едва освещает лица героинь Сонечки и Катерины Ивановны, которые вдруг стали одним человеком, слились в один образ и на вопросы Раскольникова отвечали синхронно, что создавало специфическое, сюрреалистическое звучание.

Под конец кружилась голова, сыграло свою роль пространство: тесные комнатки не были готовы к наплыву такого количества зрителей. Чтобы увидеть происходящее, люди толпились на лестницах и опирались на стены. Но эта духота вписалась в настроение спектакля – в мир, в котором правят бездушные и сами для себя страшные люди.

Текст – Анжелика Зауэр
Фото – Сергей Гриднев, Марина Воробьёва

Поделиться:
Написать нам

Комментарии