Накануне на Международном театральном фестивале Фёдора Достоевского зрители увидели спектакль «Вечный муж» Государственного драматического театра на Васильевском из Санкт-Петербурга.

Спектакль по одноимённому рассказу Достоевского показали на сцене академического театра драмы. И он вышел очень стремительным. С самого начала возникает ощущение, что вместе с Алексеем Ивановичем Вельчаниновым (Игорь Бессчастнов), зритель погружается в сон. Это ощущение поддерживается появившимися из ниоткуда четырьмя грациями, которые сначала создают иллюзию преследования, а потом начинают шипеть, как змеи, добавляя тревожности, становятся эхом героя.

Звуки – отдельная тема спектакля. Зритель чётко слышит стук каблуков по полу, шуршание бумаги, когда герои уничтожают письма. Когда кто-то стучит в дверь – невольно вздрагиваешь. Повседневные звуки становятся саундтреком спектакля, даже более жуткие, чем отрывки из литургии на латинском, которые мы услышим дальше.

Павел Павлович Трусоцкий (Алексей Лудинов) является в образе смешном и гротескном. Он прыгает по сцене как мячик, перескакивает с кровати на табурет, с табурета на пол, с пола обратно на кровать и смеётся, подтрунивает над Вельчаниновым. Вызывает в его памяти воспоминания о жене своей, Наталье Трусоцкой (Асия Ишкинина), и герой тут же теряется в воспоминаниях о женщине, с которой у него был роман. В мыслях этих он проникается снисходительной жалостью и к Трусоцкому, совершенно не замечая, что тот просто выводит его на эмоции.

Когда Трусоцкий заговаривает о смерти жены, он становится жалким и ничтожным. На его фоне Вельчанинов выглядит внушительно и тут же примеряет на себя покровительственный тон. Трусоцкий подыгрывает с какой-то безбашенной, страшной весёлостью и приглашает Алексея Ивановича в гости.

Достоевский мастер ставить своих героев в нелепые ситуации. Что может быть глупее – обманутый муж приезжает к любовнику своей жены, от которого она родила много лет назад дочку, которую он воспитывал, в которой души не чаял. А теперь нет её, умерла жена. И, вроде бы, делить нечего, а что-то гложет. И вот эта неудовлетворённость, злость, сквозят в каждом движении Трусоцкого. В этом спектакле Павел Павлович – именно то ружьё, которое должно выстрелить. Несколько раз на протяжении спектакля казалось, что он запустит табуретом прямо в зрительный зал, настолько явно в его действиях и словах слышалась ярость.

Но потом на сцене вновь оказывался смешной и нелепый старичок с бутылкой. Скорее жалкий, чем опасный. Особенно в сценах с Лизой (Евгения Рябова), когда он своим звонким голосом кричит «Папаша!» и у него опускаются плечи, голос становится тусклым и невыразительным. Лиза – единственное светлое пятно. Невыразительность реплик скрашивается порывистыми движениями. Незапоминающиеся черты лица – звонким голосом, когда она с надрывом зовёт отца.

Совсем другое дело Вельчанинов. На протяжении всего спектакля он держится молодцом, смотрит на всех свысока и уверен, что способен разрешить все проблемы. И, уж явно лучше, чем Трусоцкий, со всем справится. Но, увы. Его дочь, Лиза, умирает у чужих людей, а он так и не смог найти с ней общего языка. Да что уж там, не смог даже привезти её «папашу» проститься с дочерью.

Когда он лежит в своей комнате, раздавленный горем, разбитый, к нему вновь приходит Трусоцкий. И нападает на него ночью. После этого сон заканчивается. Вельчанинов снимает с руки окровавленную повязку, а там ничего нет – никакого пореза. Вот оно, пробуждение, которым стоило закончить спектакль. Но тогда Достоевский не был бы Достоевским, а спектакль по его произведению потерял бы свою мрачную притягательность.

Именно поэтому мы вновь видим Павла Павловича на вокзале с новой женой, которая ведёт себя так, как вела себя раньше Наталья – вечный муж такой, каким он должен быть. Жалкий в своём ничтожестве, полный противоречивых эмоций, он униженно просит Алексея не приезжать по приглашению новой жены. Вельчанинов смеётся ему в лицо, протягивает руку, а в ответ получает только полный презрения взгляд. И остаётся на вокзале один. Рельсы. Паровозный гудок. Финал. 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Введите комментарий
Введите имя