Личный кабинет
  • Погода: 2.9oC
  • $: 65,99
  • €: 74,90
  07.11.2018 13:23

Новгородцы увидели на фестивале Достоевского гастрольный спектакль «Вечный муж»

Новгородцы увидели на фестивале Достоевского гастрольный спектакль «Вечный муж»


Накануне на Международном театральном фестивале Фёдора Достоевского зрители увидели спектакль «Вечный муж» Государственного драматического театра на Васильевском из Санкт-Петербурга.

Спектакль по одноимённому рассказу Достоевского показали на сцене академического театра драмы. И он вышел очень стремительным. С самого начала возникает ощущение, что вместе с Алексеем Ивановичем Вельчаниновым (Игорь Бессчастнов), зритель погружается в сон. Это ощущение поддерживается появившимися из ниоткуда четырьмя грациями, которые сначала создают иллюзию преследования, а потом начинают шипеть, как змеи, добавляя тревожности, становятся эхом героя.

Звуки – отдельная тема спектакля. Зритель чётко слышит стук каблуков по полу, шуршание бумаги, когда герои уничтожают письма. Когда кто-то стучит в дверь – невольно вздрагиваешь. Повседневные звуки становятся саундтреком спектакля, даже более жуткие, чем отрывки из литургии на латинском, которые мы услышим дальше.

Новгородцы увидели на фестивале Достоевского гастрольный спектакль «Вечный муж». Фото 2

Павел Павлович Трусоцкий (Алексей Лудинов) является в образе смешном и гротескном. Он прыгает по сцене как мячик, перескакивает с кровати на табурет, с табурета на пол, с пола обратно на кровать и смеётся, подтрунивает над Вельчаниновым. Вызывает в его памяти воспоминания о жене своей, Наталье Трусоцкой (Асия Ишкинина), и герой тут же теряется в воспоминаниях о женщине, с которой у него был роман. В мыслях этих он проникается снисходительной жалостью и к Трусоцкому, совершенно не замечая, что тот просто выводит его на эмоции.

Когда Трусоцкий заговаривает о смерти жены, он становится жалким и ничтожным. На его фоне Вельчанинов выглядит внушительно и тут же примеряет на себя покровительственный тон. Трусоцкий подыгрывает с какой-то безбашенной, страшной весёлостью и приглашает Алексея Ивановича в гости.

Новгородцы увидели на фестивале Достоевского гастрольный спектакль «Вечный муж». Фото 3

Достоевский мастер ставить своих героев в нелепые ситуации. Что может быть глупее – обманутый муж приезжает к любовнику своей жены, от которого она родила много лет назад дочку, которую он воспитывал, в которой души не чаял. А теперь нет её, умерла жена. И, вроде бы, делить нечего, а что-то гложет. И вот эта неудовлетворённость, злость, сквозят в каждом движении Трусоцкого. В этом спектакле Павел Павлович – именно то ружьё, которое должно выстрелить. Несколько раз на протяжении спектакля казалось, что он запустит табуретом прямо в зрительный зал, настолько явно в его действиях и словах слышалась ярость.

Но потом на сцене вновь оказывался смешной и нелепый старичок с бутылкой. Скорее жалкий, чем опасный. Особенно в сценах с Лизой (Евгения Рябова), когда он своим звонким голосом кричит «Папаша!» и у него опускаются плечи, голос становится тусклым и невыразительным. Лиза – единственное светлое пятно. Невыразительность реплик скрашивается порывистыми движениями. Незапоминающиеся черты лица – звонким голосом, когда она с надрывом зовёт отца.

Новгородцы увидели на фестивале Достоевского гастрольный спектакль «Вечный муж». Фото 4

Совсем другое дело Вельчанинов. На протяжении всего спектакля он держится молодцом, смотрит на всех свысока и уверен, что способен разрешить все проблемы. И, уж явно лучше, чем Трусоцкий, со всем справится. Но, увы. Его дочь, Лиза, умирает у чужих людей, а он так и не смог найти с ней общего языка. Да что уж там, не смог даже привезти её «папашу» проститься с дочерью.

Новгородцы увидели на фестивале Достоевского гастрольный спектакль «Вечный муж». Фото 5

Когда он лежит в своей комнате, раздавленный горем, разбитый, к нему вновь приходит Трусоцкий. И нападает на него ночью. После этого сон заканчивается. Вельчанинов снимает с руки окровавленную повязку, а там ничего нет – никакого пореза. Вот оно, пробуждение, которым стоило закончить спектакль. Но тогда Достоевский не был бы Достоевским, а спектакль по его произведению потерял бы свою мрачную притягательность.

Новгородцы увидели на фестивале Достоевского гастрольный спектакль «Вечный муж». Фото 6

Именно поэтому мы вновь видим Павла Павловича на вокзале с новой женой, которая ведёт себя так, как вела себя раньше Наталья – вечный муж такой, каким он должен быть. Жалкий в своём ничтожестве, полный противоречивых эмоций, он униженно просит Алексея не приезжать по приглашению новой жены. Вельчанинов смеётся ему в лицо, протягивает руку, а в ответ получает только полный презрения взгляд. И остаётся на вокзале один. Рельсы. Паровозный гудок. Финал. 

Фото: Марина Воробьева

Текст – Олеся Катрич


Поделиться:
Написать нам

Комментарии