Личный кабинет
  • Погода: 3.6oC
  • $: 65,99
  • €: 74,90
  28.10.2018 18:00

«Кают-Компания». Леонид Егорович Красноречьев

Музей деревянного зодчества «Витославлицы» - гордость и непременная новгородская достопримечательность. Показать гостям Витославлицы, кремль, сводить их в ресторан русской кухни «Детинец»- обязательная «программа минимум» прошлых лет.

«Кают-Компания». Леонид Егорович Красноречьев

Кремль стоит, «Детинец» остался в воспоминаниях, как лучшая, но утерянная гастрономическая визитка Новгорода, а «Витославлицы» переживают крупнейшую реконструкцию на выделенный правительством миллиард рублей. Реставрационные работы 24 памятников деревянного зодчества планируют закончить к июлю 2019 года. Важно, что это произойдет в юбилейный, 55-й год рождения уникального новгородского комплекса.

О том, с чего начинались «Витославлицы», каким был их создатель Леонид Егорович Красноречьев, вспоминает историк новгородской архитектуры, его коллега и ученица, Людмила Андреевна Секретарь.

«Кают-Компания». Леонид Егорович Красноречьев. Фото 2

- Леонид Егорович Красноречьев родился 25 октября 1932 года, сегодня ему исполнилось бы 86 лет. Это подарок судьбы, что мне удалось узнать его, поработать с ним в период моего становления, ведь он был гениальным реставратором и замечательным человеком.

«Кают-Компания». Леонид Егорович Красноречьев. Фото 3

Он был выходцем из деревни, родился в д. Малое Бурцево Калининской области (прим.: сейчас Тверская обл.), дед его был мельником. Как же Леонид Егорович любил свою малую родину! Ждал с нетерпением наступления лета, чтобы поехать туда, походить по лесам, пособирать грибы. Как-то он вспоминал, что деревню во время войны полностью сожгли немцы. Их спас немецкий офицер, который зашел в избу и сказал, чтобы они быстро бежали в лес.

Природа, окружавшая Леонида Егоровича с рождения, очень многое ему дала. Он был настоящий самородок, трудолюбие, помноженное на талант. С рабочими он работал как плотник, каменщик, умел делать руками буквально все.

Посмотрите, какая красивая фамилия: Красноречьев…

«Кают-Компания». Леонид Егорович Красноречьев. Фото 4

Он полностью ей соответствовал, говорил на великолепном русском языке, не делая никаких ошибок. Так же и писал - умно, красиво и логично. Читать его отчеты – огромное удовольствие.

Леонид Егорович не получил высшего образования, он окончил Ленинградский архитектурный техникум, высоко котирующийся в то время благодаря педагогическому составу. Один из преподавателей, реставратор Кедринский, впоследствии руководил работами во дворце в Пушкине, и мы ездили туда от реставрационной мастерской. Меня, начинающего сотрудника, тогда поразила их теплая встреча, то, с каким почтением величина Кедринский встречал Леонида Егоровича. Они поддерживали тесные отношения вплоть до ухода основоположника петербургской школы реставраторов в 2003 году.

«Кают-Компания». Леонид Егорович Красноречьев. Фото 5

После окончания Ленинградского техникума Леонид Егорович был направлен в Новгород, и в 1952 году пришел в реставрационную мастерскую. После войны требовалась огромная работа по восстановлению памятников и наша мастерская в эти годы стала авторитетным объединением гениальных реставраторов. Они делали нереальное. Много позднее, в 1996 году, указом Президента «За возрождение городского ансамбля Великого Новгорода как результат восстановления и реставрации памятников архитектуры XII - XVIII в.в. города и окрестностей» был удостоен коллектив реставраторов: архитекторы Штендер (посмертно), Гладенко (посмертно), Шуляк (посмертно), Красноречьев, прораб Никольский (посмертно), каменщик Платонов, плотники Стрижов, Липатов.

В 2005 году архитекторам Красноречьеву и Кузьминой присуждена Государственная премия «За воссоздание памятника архитектуры XIV в. ц. Успения на Волотовом поле».

До 1985 года Леонид Егорович трудился в мастерской, за этот период он восстановил более 70 памятников архитектуры:

  • церковь Рождества Богородицы на острове Перынь,

  • Покровская церковь и башня в Кремле,

  • церкви Двенадцати апостолов, Воскресения и Иоанна Милостивого на Мячине, Спаса на Ковалёве, Рождества Богоматери на Молоткове,

  • соборы Антониева и Клопского монастырей,

  • Воскресенский собор в Старой Руссе,

  • ансамбли Вяжищского монастыря под Новгородом и Иверского монастыря

  • в Валдае и другие.

Восстановив огромное количество каменных памятников разных периодов, Красноречьев задумал музей деревянного зодчества в Витославлицах.

Тогда известный московский ученый Александр Викторович Ополовников сделал проект реставрации Курицкой церкви и работал вместе с Леонидом Егоровичем в самом начале этого масштабного проекта. За последующие годы были найдены и перевезены церкви, избы, амбары, бани…

Я пришла работать в реставрационную мастерскую по его приглашению в 1977 году. До этого я работала в музее, училась в аспирантуре и, конечно, знала о нем, как о великом мастере. Приглашение было приятно, но работать с Леонидом Егоровичем было невероятно сложно. Он был сверхтребователен к себе и требователен к своим подчиненным. Я занималась поиском исторических материалов в архивах, составлением исторических справок, ведь для того, чтобы сделать проект реставрации, нужно обобщить все натурные данные, увидеть следы перестроек. Бывает очень сложно разгадать тайну первоначального архитектурного облика.

Во время создания «Витославлиц» было очень много экспедиций, одну из самых рискованных – в Рёконьскую пустынь, мы совершили в 1977 году. Монастырь стоит среди болот и лесов Любытинского района. Сведения, полученные нами ранее от музейщиков, свидетельствовали о факте наличия деревянной церкви Троицы внутри монастырского монументального ансамбля.

«Кают-Компания». Леонид Егорович Красноречьев. Фото 6

Из Неболчей на автобусе мы проехали какое-то расстояние, дальше пришлось идти пешком до деревни Порог. Шли впятером: Леонид Егорович был руководителем экспедиции, его жена Наталья Михайловна, заведующая тогда музеем «Витославлицы» Людмила Андреевна Филиппова с дочкой и я. Когда мы приближались к деревне, случилась страшнейшая гроза, я такого в жизни не видела. Молнии со всех сторон от нас втыкались в землю, гремел гром, казалось, что наступил конец света. Мы конечно остановились на ночлег и наутро продолжили свое путешествие в Рёконь с проводником.

Когда-то монахи проложили здесь путь –«гать», деревянный настил, но он затонул. Так что проводник, указав нам дорогу, быстро с нами распрощался, и Леонид Егорович в сандалиях по топким болотам повел нас сам. Мы в резиновых сапогах очень проиграли, потому что они были переполнены водой. Шли мы около 14 километров, и ведь он точно вывел нас прямо к монастырским каменным постройкам. Перед нами стояли колокольня, два собора по берегам речки Рёконьки, а внутри этого ансамбля была церковь XVII века, готовая вот-вот обрушиться. Леонид Егорович сразу же стал ее обмерять, а мы пытались восстановить силы, искупавшись в речушке. После обмеров мы собрались обратно, решили пойти другим путем и проваливались еще глубже.

Я вспоминаю розовый закат у Рёконьских храмов, нежные березки и стволы немецких орудий, затопленных в Рёконьке при переходе во время Великой Отечественной войны…

«Кают-Компания». Леонид Егорович Красноречьев. Фото 7

И вот уже 12 часов ночи, а мы среди болот пробираемся. Наконец, вышли на сухое место, разожгли костёр, и Леонид Егорович всю ночь не спал, охранял наш сон. Он был настоящим мужчиной. Столько лет прошло, а я помню, как он сделал стаканчик из плотной бумаги, очень изысканный,ведь все, к чему прикасался Красноречьев , становилось красивым, и носил нам воду из речки в этом стаканчике.Он всегда по-особенному относился к женщинам, бережливо и по –мужски. А утром мы еще и обнаружили свежие следы медведя, который ходил неподалеку.

Полной испытаний получилась эта экспедиция, нас уже потеряли, волновались. Но в итоге старую церквушку уже зимой бережно разобрали, упаковали в большие пакеты и вертолетом перевезли в Новгород. Один пакет вертолетчики потеряли, но, стараниями Красноречьева, этот храм стоит сейчас в музее деревянного зодчества в Витославлицах и люди без тяжелых препятствий могут его лицезреть.

Эта история - всего лишь небольшой эпизод, деревянной архитектурой он занимался чуть ли не больше всех и исходил Новгородскую область вдоль и поперек.

Я не знаю никого, кто мог бы трудиться так, как Красноречьев. Он работал одинаково напряженно и в мастерской и дома, прерываясь только на сон.Голова его была включена в реставрацию постоянно, поэтому работать с ним было чрезвычайно интересно. Любую архивную выписку, которую я для него готовила, любую иллюстрацию он включал в аналитическую работу, с нетерпением ждал новых материалов, стремясь изучить все досконально.

«Кают-Компания». Леонид Егорович Красноречьев. Фото 8

Красноречьев терпеть не мог лени, пустого времяпрепровождения, долгих бездельных перекуров. Он приходил с объекта в мастерскую, уже уставший , под занавес рабочего дня, садился за свой стол и нас «воспитывала его спина».Не работать рядом с ним было преступно.

Для меня всегда были образцом его аккуратно подшитые, брошюрованные книги с рисунками . И даже самые беглые рисунки - произведение искусства.

«Кают-Компания». Леонид Егорович Красноречьев. Фото 9

Однажды он делал проект ограды в Витославлицах, тема звучала так : «Деревянные монастырские ограды XVIII- IX вв.».Нужно было установить их типологию. Я до внутренних слез чувствовала, что Леонид Егорович недоволен, но ничего не могла найти. Но как только материал пошел, нашей радости не было предела. Появилась научная статья с его замечательными рисунками типов монастырских оград, затем еще были наши совместные статьи, чем я горжусь и что храню с теплом в своей душе.

Господь дал много талантов этому скромному человеку.У меня дома висят две его акварели-осенний пейзаж и грозовой. Любуюсь ими и вспоминаю Леонида Егоровича, которого к огромному сожалению уже давно нет с нами.

Поделиться:
Написать нам

Комментарии