Личный кабинет
  • Погода: 0oC
  • $: 65,99
  • €: 74,90
  21.10.2018 17:34

«Кают-компания». Дундуа Коба: «Грузин никогда не прикасается к женщине в танце»

«Кают-компания». Дундуа Коба: «Грузин никогда не прикасается к женщине в танце»

В апреле наш город посетил государственный ансамбль народного танца Грузии имени Дундуа «Гурия». Восторгу зрителей не было предела. Создатели и участники настоящего шоу «Асканели дэнс» поделились с новгородцами своей любовью к виноградной лозе – символу Грузии, а также к грузинскому танцевальному искусству, сочетающему в себе палитру эмоций. Еще большим: историей коллектива, его особенностями, секретами и прочим поделился с нами художественный руководитель и главный хореограф государственного ансамбля «Гурия»  Дундуа Коба.

«Об истории ансамбля, названии и о прекрасной стране Грузии»

«В названии нет ударения, как пишется, так и читается. Название коллектива путают, между прочим, потому что у нас шоу программа называется Askaneli Dance, и все думают, что название ансамбля это Askaneli. А полное название – государственный ансамбль народного танца Грузии «Гурия» имени Джумбера Дундуа. Он был моим отцом, он основал этот ансамбль. В 2012 ему открыли почетную звезду, у нас есть такая вот традиция, как в Голливуде, знаменитым актерам открывают звезды. У нас в Грузии открыли звезду моего отца в 2014 году. К сожалению, он скончался, и после кончины отца присвоили его имя ансамблю. А что касается меня, в 2014 году я был назначен директором ансамбля. У нас это семейная традиция, меня потом поставили на пост художественного руководителя и главного хореографа, а мою сестру назначили директором. Так что наша семья управляет ансамблем. Мои дети тоже танцуют, у меня два мальчика, они тоже продолжают путь дедушки и отца. Вся семья у нас творческая, мы продолжаем традиции».

«Кают-компания». Дундуа Коба: «Грузин никогда не прикасается к женщине в танце». Фото 2

«Грузия – самая прекрасная страна. Самая гостеприимная страна. Самые добрые люди живут в Грузии. Это необъяснимо, надо самому побывать в Грузии, чтобы увидеть, как живут люди, какие у них традиции. В Грузии гость – это самое святое, большая честь. Друг и гость. Поэтому они называют «гость от Бога Всевышнего» и надо с уважением относиться к гостям. Каждая семья хранит сладости или деликатесы, и их никто не трогает. Это для гостей. У бабушки, я помню, был маленький такой шкафчик, она там хранила всякое для гостей, чтобы было, что на стол накрыть. Обычно сациви дома никто не готовит, по праздникам только, но если гость приезжает – тогда на стол подаем сациви, поросенка жареного, вино самое хорошее выбираем. Не дай Бог обидеть гостя – серьезные проблемы начнутся, потому что это гость от Бога. Когда гость стучится в дверь, каждый грузин думает о том, как помочь ему. Они его приглашают домой переночевать, если хочет или заблудился, проголодался или воды попросил».

«О вине, войне и лозе»

«Что касается вина, Askaneli Dance – не случайно так названа. Мы из города Озургети – западная часть Грузии. Гурия –  это регион. Гурийский регион находится на побережье Черного моря. У нас море тоже есть в Гурии. Аскана – это деревня озургетского района, там живут братья асканели. Асканели – это в прямом переводе «Асканцы», «братья Асканцы». У них очень большая компания, они делают вино, чачу, коньяк. Они, так скажем, спонсоры ансамбля. Поддерживают доброе дело, потому что для нашей страны грузинский фольклор – это наша визитная карточка. Между прочим, у них в Петербурге очень большая компания, ресторан «Тархун» и вот в честь этой компании, в честь этой прекрасной горной деревни у нас в районе назвали нашу программу. Что касается лозы – это священное растение. Когда Святая Нина вошла в Грузию и ввела православное христианство, она держала в руках крест из лозы. Она отрезала свои волосы и слепила вот эти две палочки в крест из лозы, и она вошла в Грузию. Когда в древней Грузии воины уходили на войну, у каждого грузинского воина была привязана на плечо лоза. Чтобы завоевать Грузию, в первую очередь мусульмане срезали лозу, потому что в священных обрядах используется вино. Каждый воин привязывал себе на спину веточку маленькую лозы. Когда они умирали на поле боя, эта лоза росла потом на этом месте. Вот это была самая большая идея, чтобы лоза и вино всегда процветали в Грузии. Шахабас перед смертью сказал такие знаменитые слова: «Я ухожу из этого мира, но оставляю два несломленных врага – смерть и грузинский народ»».

«Кают-компания». Дундуа Коба: «Грузин никогда не прикасается к женщине в танце». Фото 3

«Вино для нас – это святое. У меня тоже есть виноградник небольшой, полтонны вина получается – это немного. Осенью я сделал вина полтонны, сейчас дома ни грамма не осталось. Вино вкусное, потому что в Грузии не добавляют ни воду, ни сахар – из чистого сока делают. И там еще воздух помогает чистый, земля, минералы. Душу обязательно вкладываем. Был такой знаменитый писатель Нодар Думбадзе, и он знаете какие слова сказал? Он сравнил родину и лозу. Виноград с лозы можно собирать поднятыми в небо руками, на коленях стоять и собирать. Это похоже на молитву, ты молишься за свою родину. Вот с таким уважением относятся грузины к лозе и вину, винограду».

«Грузин никогда не прикасается к женщине в танце»

«Грузинским танцем я занимаюсь с детства. А нём есть одна большая особенность – в танце грузин никогда не прикасается к женщине – это уважение. В Грузии есть культ женщин, культ матери. У нас «мама» –  это «дэда» по-грузински. И когда вы на русском называется главный город «столицей», мы называем «дэдакалаки» – это мать город.  Раньше дома строили у нас так, что в центре стоял столб, который держал вес дома. Вот это называли «мать столбом». Хлеб называется «материнский хлеб» – dedas puri. Еще много чего связано с матерью. В Тбилиси стоит «Мать Грузии» – огромный памятник, в одной руке держит чашу с вином – она олицетворяет гостеприимство, а в другой держит меч – врага тоже она встречает достойно. И в танцах тоже олицетворяется эта сдержанность мужчины, неприкосновение к женщине. Если вы посмотрите сегодня нашу шоу-программу, вы увидите, что ноги почти не видно, у нас платья длинные, головные уборы отличаются и все такое. У нас по традиции все. Есть у нас еще религиозный танец православный «Фреск» называется. Это почти как Святая Троица, там трех цариц олицетворяют танцоры. И их костюмы фрески взяты с фреск Царицы Тамары, Святой Нины, вот из них этот костюм и создан. Для нас родина, религия и язык – это самое главное. Мы все должны родину, язык и религию уважать и любить. У нас есть еще танец «Хевсурская суета», с шашками танцуют и с щитами ребята, у них во всех костюмах одни крести. Это традиционный костюм хевсурский. С шашками танцевать очень опасно. С детства начинаем тренировать ребят, чтобы они профессионалами стали, не искалечили друг друга. Потому что бывает, когда сабля попадает в руки – рана очень глубокая получается. Надо очень много заниматься, чтобы дойти до такого уровня».

«Кают-компания». Дундуа Коба: «Грузин никогда не прикасается к женщине в танце». Фото 4

«У нас ансамбль молодой. Как каждый офицер мечтает стать генералом, так каждый танцор мечтает стать частью академического ансамбля Сухишвили. Когда они достигают высшего уровня, они уходят в эти академические ансамбли, продолжают там свою деятельность в сфере культуры. И у нас получается, что возраст не более 30 лет, поэтому наш коллектив молодой. Ансамбль основал мой отец, на это ушел очень большой труд, очень непросто создать ансамбль, не так просто сохранить его, не так просто добыть бюджет ансамбля. Финансирование из бюджета у нас, зарплаты там, всякое. И вот в прошлом году в сентябре ансамблю исполнилось 20 лет – молодой возраст для ансамбля, но он достиг того уровня, что палата культуры решила все-таки открыть звезду ансамбля перед театром в нашем городе, где положена звезда моего отца. Люди приходят и смотрят на это, фотографируются. Вот так государство наше внимание свое уделило. Они с уважением относятся к отцам».

«О самоучках, народной музыке и традициях»

«Почему этнический оркестр? Они не заканчивали училища – они все самоучки, они все маленькими детьми пришли в ансамбль и сказали, кто на чем хочет играть. Мы учили их на репетициях. Теперь они достигли профессионального уровня. Они музыку изучают на слух, понимаете? У них нет никакого образования музыкального, никакого вообще, они ноты не могут читать, потому что они не знают, что это такое».

«У нас вся музыка народная. Они на слух подбирают мелодии. Я подбираю музыку под тему, а они подстраиваются. Поэтому всё называется этническим. У нас в фольклоре в Грузии почти все музыканты – самоучки. И инструменты вручную сделали. Если вы посмотрите на грузинскую гармонь, вы удивитесь. Потому что это все ручная работа – и пандур тоже, и свирель. На аккордеоне у нас не играют и на баяне, у нас играют только на грузинском гармони».

«Кают-компания». Дундуа Коба: «Грузин никогда не прикасается к женщине в танце». Фото 5

«Мы выступаем только под живую музыку. Танец – это живое. Когда танцор выходит на сцену – он непредсказуем. Может, он так войдет в роль, что у него темп будет очень высокий. А когда под фонограмму танцует человек, он должен волей-неволей идти под фонограмму, не сможет идти с музыкой».

«Мы не создаем номера, это традиционные танцы. Посмотрите на наш концерт, вы увидите, что каждый танец различается по движениям друг от друга. У каждого танца, у каждого региона свои мелодии. Вот княжеский танец «Картули» танцует вся Грузия, потому что эта корона грузинского танца. Там олицетворяется все достоинство грузинского мужчины, достоинство женщины, когда она не смотрит в глаза мужчины, убегает от него, прячет лицо, чтобы не смотрел. Есть такая легенда, был князь Бараташвили, было застолье и он пригласил красивую молодую девушку, чтобы станцевали «Картули». Когда во время танца девушка убегает от мальчика, а он следит за ней... Там постановки не было, понимаете, просто сами себе встали и начали танцевать. Девушка начала убегать, он догнал первый раз, другой раз, и девушка повернулась, а он остался спиной к девушке... Он взял револьвер и застрелился, потому что для него это было позорно – спиной остаться к любимой женщине. Вот такая есть такая легенда про танец «Картули». Именно эти легенды олицетворяются в наших танцах. У нас где-то 21 регион в Грузии, каждый танец с каждого региона. Я сначала изучаю историю региона, и потом делаю постановку танцев, чтобы все традиции этого региона были внесены. Вот такая у нас программа».

«Кают-компания». Дундуа Коба: «Грузин никогда не прикасается к женщине в танце». Фото 6

«Это все народные, фольклорные танцы, но в моей репродукции. У каждого хореографа есть своя рукопись. Как я вижу, так делаю постановку. И, между прочим, я не люблю про себя говорить, но мои бывшие учителя и папа тоже мне говорил, что из меня получился отличный хореограф. Для меня была большая честь, когда мне Илико Сухишвили сказал: «Ты мой коллега, ты хореограф». Когда Илико оценил мою работу, было очень хорошо».

«Искусство – это народная дипломатия»

«К нам в коллектив приходят обычные люди. И знаете что? Меня это не удивляет. Раньше Россия и Грузия очень тесно дружили, вместе жили при Советском Союзе. Русский народ знает грузинский фольклор, я имею ввиду мое поколение и старше. Что касается молодежи – молодежь не знает Грузию совсем. Они, слышали, видели на YouTube Грузию. Сейчас вот только два года как начали приезжать русские к нам отдыхать. Я хочу сказать, что никаких проблем вообще там нет у нас, наоборот, самый близкий народ, который есть, – это русский народ, православный. У нас одна вера, мы очень понимаем друг друга. Что касается зрителей, они очень теплые, они любят аплодировать, награждать артистов, и на артистов аплодисменты действует положительно. Потому что, когда артист выходит, тратит там энергию, чтобы людям понравиться. Мы очень рады, что доставляем удовольствие простым людям. Фольклор, искусство – это же народная дипломатия, вот этим и занимаемся мы, чтобы полюбили наши народы друг друга».

Фото из открытых источников

Поделиться:
Написать нам

Комментарии