После небольшого перерыва проект «Запечатлевшие на века» продолжает приоткрывать страницы истории развития фотографических заведений Новгородской области. Первый осенний очерк вновь посвящен боровичским фотографам.

Наследие самых популярных фотографов Боровичей А.И. Шевелева и Н.А. Велькина сохранилось не только в составе коллекции Новгородского музея-заповедника, но и в составе фондов Государственного архива Новгородской области.

В составе фонда №386 «Боровичская женская гимназия» содержатся семь женских фотопортретов, шесть из которых были изготовлены в фотоателье города Боровичи. Фотопортрет Егоровой Антонины Петровны, приложенный к свидетельству об окончании в 1917 году VIII дополнительного педагогического класса и получении звания «домашней наставницы по арифметики», помещен на почтовую открытку, что не дает возможности установить автора съёмки. Фотопортрет Ефимовой Александры, приложенный к свидетельству об окончании в 1914 году VIII дополнительного педагогического класса и получении звания «домашней учительницы по русскому языку», был выполнен известным боровичским фотографом Н.А. Велькиным на фирменном паспарту.

Фотопортрет Александры Александровны Грачевой (не позднее 1917 года),

  

Елены Демянской (не позднее 1916 года), Веры Яковлевны Кулиной (не позднее 1918 года),

Антонины Петровны Кругловой (не позднее 1915 года),

  

приложенные к аттестатам, свидетельствам об окончании гимназии и  о получении звания  учительницы, были изготовлены в фотоателье боровичского фотографа А.И. Шевелева.

Фотографии, изготовленные фотографом А.И. Шевелевым, отложились и в составе фондов других учебных заведений Новгородской губернии. Так к свидетельству о сдаче испытания на звание  аптекарской ученицы в Новгородской мужской гимназии имени Александра I приложен фотопортрет витебской мещанки Миры Цодиксон, изготовленный фотографом не позднее 1917 года.

  

Новгородским исследователям известны и другие фотоателье, функционировавшие в Боровичах. Так С.Л. Николаева пишет, что в начале XX на улице Георгиевской в доме №3 располагалось фотографическое заведение М. Алексеева. В фонде музея сохранились две фотографии, выполненные на фирменных паспарту М. Алексеева, одна из которых – портрет молодой женщины, предположительно 1920 года.

В фондах музея хранится несколько фотографий, созданных в фотоателье Я.К. Коротюкова в Боровичах конце XIX – начале XX века. Яков Карпович Коротюков, фотограф, с 1895 года упоминается в адресных книгах как совладелец Отто Карловича Рейзенера мастерской в доме 19/9 на углу Большого проспекта Васильевского острова и Волжского переулка. В июле 1899 года Яков Карпович стал владельцем фотоателье «О. Рейзенер». В мае 1907 года Иван Петрович Тараканов стал владельцем мастерской «О. Рейзенер» на углу Большого проспекта Васильевского острова и Волжского переулка. В справочнике на 1905 год Яков Карпович упоминается как совладелец фотоателье Юлия Понсылиуса на Невском проспекте в доме 90-92. В начале 1900-х годов, в летнее время, арендовал павильон в Павловском парке, ранее принадлежавший А. Фохту.

В одном из фотоальбомов коллекции музея сохранились индивидуальные портреты неизвестных девушки и молодого человека, выполненные Я.К. Коротюковым.

  

В конце XIX – начале XX века в Боровичах имел отделение тверской фотограф Семен Дмитриевич Кринский. Тверские мещане Кринские содержали фотозаведения не только в Твери, но и в уездных городах Осташкове и Кашине. Родоначальником дела стал Семён Дмитриевич Кринский, открыв в 1878 году собственную фотомастерскую в Твери. Известно, что разрешение на открытие заведения в Боровичах было выдано Новгородским губернским правлением в 1896 году.

Предположительно с 1900-ых годов изготовлением фотографий в Боровичах занимался иеромонах Макарий. На хранении в музее находится  групповой портрет семьи боровичского купца Звонарева, наклееное на картонное паспарту, на обороте которого — штамп прямоугольной формы «иеромонах Макарий, гор. Боровичи Новгород. Губ. Св. Духов монастырь».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Введите комментарий
Введите имя