Личный кабинет
  • Погода: 3.6oC
  • $: 65,99
  • €: 74,90
  07.09.2018 14:08

Лектор Университета НТИ:«В 2035 году Россия должна стать технологическим лидером»

Лектор Университета НТИ:«В 2035 году Россия должна стать технологическим лидером»

Накануне в НовГУ стартовало обучение тьюторов для образовательного интенсива Университета НТИ «20.35». «Пароход Онлайн» решил пообщаться с одним из московских преподавателей. Ведущий тренер проекта подготовки персонала для Олимпийских игр в Сочи, модератор форсайт-сессии на проекте «Форсайт-флот 2016», а также бизнес-тренер, фасилитатор, модератор и спикер Ирина Белозерова рассказала о проекте, о том, кто такие тьюторы и почему молодежь больше не хочет уезжать в Москву по окончании вуза.

В Великом Новгороде в сентябре стартует новый проект, связанный с обучением, с тьюторами, стартапами, молодежной инициативой. Что это за проект и что он даст?

– Ключевая задача этого проекта сделать так, чтобы в 2035 году Россия стала технологическим лидером. Для этого уже сейчас необходимо что-то делать, и делать это активно. Нам с вами в 2035 году будет уже достаточно много лет, но будет другое поколение, которое сейчас как раз оканчивает школы, поступает в вузы. Именно оно в 2035 должно выстрелить, как раз с точки зрения технологий и стартапов, которые покорят мир. Само по себе это не произойдет. Система образования, не только российского, а мирового, к сожалению, сейчас немножечко отстала от реальности. Знания студентов, которые только выходят из университета, устаревают ещё до того, как они вышли из вуза. Наш проект – про попытку создать совершенно другую образовательную среду. Мы делаем ставку на деятельность, на проекты и на проектную работу. И основное, что мы хотим, – внедрить это в систему образования, привить молодым людям, которые только начинают делать проекты, связанные с технологиями.

У национальной технологической инициативы есть разные рынки. В данном случае в Великом Новгороде мы начинаем проект с тремя: это Аэронет, Технет и Нейронет. Ребята и студенты, которые к нам придут, будут делать проекты в области именно этих рынков. То есть, например, в нейротехнологии делать какие-нибудь гаджеты, которые будут помогать как в обучении, так и в каких-то других процессах. Или аэронетехнологии… беспилотный дрон или софт для беспилотных дронов... Это может быть всё, что угодно.

Мы делаем это совместно с Новгородским университетом имения Ярослава Мудрого и командой Университета НТИ. И сейчас собственно вступаем в фазу активной реализации этого проекта.

Вы сказали про проектное управление. Чем оно лучше того, что было до этого? Я имею ввиду классическое образование, когда человек учится пять лет, потом выходит на завод и там его переучивают. Это говорит о том, что ваш новый проект кардинально будет отличаться?

– Проектное управление и проектная работа – это разные вещи. Да, есть классика жанра, это управление проектами, все диаграммы, особенности. Сейчас в государстве внедряется проектное управление как метод. Но это немножко не то. Мы учим именно проектной деятельности, то есть основам создания проектов, стартапов, и вообще коллективной деятельности.

Лектор Университета НТИ:«В 2035 году Россия должна стать технологическим лидером». Фото 2

Читали вакансию для тьюторов и не увидели привычных для нас всех характеристик вроде опыта работы, специальности и так далее. Здесь же – умение нестандартно мыслить, способность быстро переключаться, многозадачность и прочее.

– Текст вакансии составлялся таким образом для того, чтобы откликнулись на нее те люди, которые прочтут послание, которое там заложено. Если говорить про тьюторов, мы ищем людей очень разных. На эту вакансию, что очень здорово, откликнулись разные люди. Это люди с опытом классического образования, преподавания, профессуры и других. Это и молодые люди, которые работали со стартапами, много участвовали в разных молодежных форумах. Это люди, которые работают или работали с младшими школьниками, изучали там какую-либо среду и меняли ее.

Какую команду для обучения в итоге удалось собрать?

– Мы взяли 15 человек. У них есть разные навыки от методологии до преподавания, до тьюторства, до работы с необычными форматами. Наша задача их опыт синтезировать и сделать так, чтобы они друг друга обогатили, и собственно, принесли в программу разные подходы, взгляды и интересы. Отвечая на вопрос, чем это лучше, скажу так, что ключевой наш фокус – это именно среда, человеческий и социальный капиталы. Это когда мы учимся закручивать пространство таким образом, что «движуха» начинается сама. Студенты начинают общаться не только друг с другом. Они начинают встречаться в каких-то местах типа «точек кипения», начинают встречаться с предпринимателями, учеными, начинают создавать интересные и совместные проекты.

Лектор Университета НТИ:«В 2035 году Россия должна стать технологическим лидером». Фото 3

Дальше, например, город, власть или какие-то сообщества городские тоже в это все, как в воронку, засасываются, и всё вместе даёт иную энергию городу, иную энергию проектам. Ну а студенты, как следствие, за время обучения получают иной опыт проживания, их студенчество становится совершенно иным.

Вы обрисовали идеалистическую картину. Активный город, активные студенты, предпринимательское сообщество тоже. Однако проект появляется в 2018 году, а НовГУ уже почти 30 лет. Почему до этого такой активности в этой среде не замечалось? Да, у нас есть Аэронет, который выстрелил, но это больше единичный случай. А со стороны студентов, со стороны предпринимательского сообщества, которое заинтересовано в инновациях, его не было. Почему сейчас она должна появиться благодаря этому проекту?

– Я думаю, что это совсем не благодаря нашему проекту. Почему мы делаем этот проект с Великим Новгородом и с НовГУ? Потому что НовГУ проявил проактивность. Не секрет, что в Москве проходит много тусовок, туда приезжает много людей из разных вузов. И в какой-то момент ребята, приехав, сказали: «А давайте вместе что-то сделаем». Поскольку у нас одна из ценностей – это горизонтальные коммуникации, то есть мы абсолютно открыты для всех, мы сказали: «Отлично, если вы готовы, давайте». В этом смысле захотел сам Новгородский университет – это первый момент. Говоря о втором моменте, скажу немножко занудную фразу: «всё созревает тогда, когда созревает». Видимо НовГУ сейчас готов и это очень здорово.

Лектор Университета НТИ:«В 2035 году Россия должна стать технологическим лидером». Фото 4

Заметили какие-нибудь предпосылки, критерии, по которым можно понять, когда НовГУ точно готов?

– Есть несколько вещей. Во-первых, мы все с вами знаем, что сейчас в вузах Российской Федерации все-таки вертикальная система коммуникации. Есть начальник, подчиненный и так далее. Обычно это накладывает определенный отпечаток на коммуникацию в проекте. И здесь первое, что мы видим, что команда, которая делает этот проект со стороны НовГУ – очень гибкая. Видно, как ей нелегко в новых условиях, так как, мы предлагаем горизонтальную коммуникацию. Но они делают все, чтобы это было именно так. Во-вторых, когда мы знакомились с командой тьюторов (все новгородские, два человека из Питера), все говорили о том, что они хотят меняться. Это вот как раз предпосылки, по которым видно, что есть энергия для изменений.

Вы сказали, что в команде 15 тьюторов, все наверняка, молодые, образованные, харизматичные, с амбициями. Как они будут работать в команде именно проектной деятельности так, чтобы они работали на результат. Чтобы у них была цель сделать проект, обучить ребят, при этом «не перетягивая одеяло на себя». Как организовать такую химию в команде?

– Большое внимание мы уделяем позиционной коммуникации. Это когда мы четко разъясняем, кто в какой позиции находится. В этом смысле позиция тьютора – это позиция не эксперта, не человека, который знает ответы на все вопросы, и не того, кто приносит свое содержание. Тьютор – это человек, который помогает людям ориентироваться, учит их задавать правильные вопросы, взаимодействовать внутри команды, которая эффективна за счет многих инструментов. Тьютор помогает им сделать так, чтобы они сами выработали протоколы коммуникации, например, как мы будем принимать решение в той или иной ситуации. В этом смысле тьютор – это проводник, который помогает им выбрать механизмы. У нас сейчас началось пятидневное обучение, и когда мы ехали сюда, степень моей тревожности относительно того, что вы сказали, была намного выше, чем сейчас, когда я с вами говорю. Я настраивалась на то, что профессура, педагоги со стажем – это ребята-кремень, со своей позицией и повесткой. Но то, что мы в итоге увидели, говорит о том, что они готовы отпустить, пойти на эксперимент, где они как искусственный интеллект, который просто учит каким-то другим коммуникациям, мотивирует ребят, сопровождает их, помогает им сделать выбор на образовательной траектории.

В 2013 году в Новгороде открыли бизнес-инкубатор, но он «не бахнул». Вроде ребятам дали площадку, сказали «Дерзайте!». Как вы думаете, почему так произошло? Может, как раз, потому что не было тьюторов?

– В вашем вопросе и есть ответ – «Им сделали площадку». Я работала в разных акселераторах, интеграторах, разные вещи наблюдала. Поэтому точно знаю, что если люди сами не вкладываются, я сейчас не только про материальную составляющую, ничего не получится. В России много технопарков, которые не взлетели. Не достаточно просто взять красиво всё построить, сделать хорошие комнаты, условно, поставить туда маркерные доски, позвать ребят, сказать «давайте работать». Это так не работает. Я думаю, что причина в этом. Мы точно так же находимся в эксперименте, у нас просто есть какие-то наработки, как сделать так, чтобы эта среда начала порождать сообщества, а сообщества начали порождать проекты и так далее.

Среда для человека, а не человек для среды?

– Среда – первична.

По такой логике многим молодым предпринимателям, стартаперам проще уехать в Москву или в Казань, например, где очень развита IT-индустрия, или вообще в Белоруссию. Почему вам кажется, что молодежи будет интересно оставаться здесь?

– Я заметила, что новое, совсем молодое поколение, которым сейчас 18-19 лет... не все они стремятся уезжать. Им бывает достаточно находиться там, где уютно, где они родились, выросли, где их друзья. И мне кажется, что здесь первична команда. Если удастся создать команду людей, которые смотрят в одном направлении, при том, которые обладают разными компетенциями, то эта микросреда, эта команда и эта позитивная «движуха» вокруг, когда они там ночами сидят условно в гараже и что-то создают, проектируют, она намного важнее, чем просто куда-то уехать и устроиться программистом.

Студенческое время – это когда у нас много друзей, когда можно знакомиться каждый день с новыми ребятами, это безграничные возможности. Когда вы переезжаете в другой город, вы выходите из этой зоны комфорта. И в этом смысле человеку лучше там, где он находился, потому что человеческая среда ему ближе и роднее. А если ее немножечко запустить, то может получиться очень хороший результат.

Там есть инвесторы, финансовая сторона. В Новгороде этого нет. Не получится так, что новгородские ребята сделают «бомбический» проект, но чтобы его реализовать им придется уехать?

– Инвесторы, которые особенно вкладываются в технологии, смотрят стартапы по всему миру. Им в этом смысле всё равно. Инвесторы – это люди мира. Они постоянно летают, ищут кого-то. Вообще вся структура Университета НТИ так устроена, что если есть идея и команда, не важно, в каком городе, об этом человеке станет известно за месяц. Система внутренних коммуникаций в этом плане очень хорошо отлажена, особенно на рынках. Если представить, что в НовГУ появилась команда ребят, у которых супер-классный-интересный проект в области Аэронет, то поверьте, через месяц после того, как они сделают презентацию, они уже будут в отраслевом союзе, и возможно, получать гранты, а не только инвестиции от бизнес-ангелов. При этом им не нужно будет переезжать в Москву.

Фото: личный архив издания, vk.com/novsuru


Поделиться:
Написать нам

Комментарии