Личный кабинет
  • Погода: 18.9oC
  • $: 66,47
  • €: 77,75
  05.09.2018 12:00

Уникальной тёсовской узкоколейке нужен капремонт для сохранения

Уникальной тёсовской узкоколейке нужен капремонт для сохранения

Посёлок Тёсово-Нетыльский в Новгородском районе, несмотря на социальный упадок, всё же обзавёлся парой собственных брендов. Первый – ежегодный фестиваль-реконструкция «Забытый подвиг». Вторая визитная карточка не столь распиарена, но заслуживает не меньше внимания. Это – музей узкоколейной железной дороги, который встречает гостей Тёсово-Нетыльского прямо у въезда в посёлок. «Пароход Онлайн» встретился с автором идеи и директором железнодорожной достопримечательности Алексеем Помигуевым, чтобы узнать о проекте побольше.

«Нашему музею четыре года – начали в 2014 году, – вспоминает Помигуев. – Проект разрабатывался давно – с 2001 года. Активная фаза началась пять лет назад.

Мы возим посетителей на экскурсию – на торфразработки. Там мы смотрим на технику, на процесс добычи. Общая протяжённость узкоколейки у нас составляет 25 километров. Мы ездим по 12-ти. На обратном пути мы обычно останавливаемся у парка погибшим партизанам. Но основную часть времени, конечно, занимает осмотр экспонатов в нашем музее

Программа у нас варьируется в зависимости от времени года. Летом у нас есть пешая прогулка до озера – 700 метров от узкоколейки. Осенью собираем грибы. Средняя продолжительность экскурсии пять часов. Скорость у нашего поезда небольшая.

Уникальной тёсовской узкоколейке нужен капремонт для сохранения. Фото 2

Очень важно, что при поддержке правительства была отремонтирована дорога «Подберезье – Тёсово-Нетыльский». Осенью её доделают полностью. Это уменьшило время хода до нас, хоть и нельзя сказать, что раньше люди не ездили к нам из-за дороги. Каждую субботу к нам приезжает до 25 человек. Летом, конечно, меньше, но, начиная с осени, людей всё больше. Проблема у нас одна – реклама. Мы её не даём, потому что пока инфраструктура не позволяет принимать массовый поток посетителей – более пяти тысяч человек в год.

У нас уникальный музей, потому что сейчас промышленные узкоколейки обычно уничтожаются. Пассажирских и вовсе осталось несколько штук - таких, на которых можно проехать 150 километров в один конец.

Туристических дорог у нас немного. Одна из красивейших – это в Апшеронске, Краснодарский край, которая проложена по Гуамскому ущелью. Там людей везут по красивым местам, на другом конце туристов проводят уже по горной узкоколейке.

Но в Новгородской области, к сожалению, осталось всего три узкоколейки. Если брать Северо-Запад, то прокатиться можно только у нас. Больше всего к нам ездят из Санкт-Петербурга, из Новгорода, к сожалению, меньше

Уникальной тёсовской узкоколейке нужен капремонт для сохранения. Фото 3

Как оказалось, некоторым туристам, которые посещают Новгород, удобно приезжать на нашу экскурсию вечером – после того, как они посмотрят все достопримечательности в городе. Это очень удобно.

Наш музей выживает за счёт продажи билетов на экскурсию и за счёт спонсорских пожертвований различных организаций. Что касается денег, то, наверное, все слышали про наше торфяное предприятие, которому и принадлежит наша узкоколейка. Мы ищем инвесторов, чтобы развить торфяную отрасль – это станет гарантом сохранения узкоколейки и дальнейшего развития инфраструктуры. Планируем пополнять коллекцию экспонатов.

Хотим использовать наш музей как площадку для различных мероприятий – не только военно-патриотического толка. Например, в планах – проведение музыкальных фестивалей.

Тёсово-Нетыльский сейчас оживает. С поддержки жителей здесь всё начиналось, без неё, конечно, ничего бы не вышло. Но миллионов наш музей никому точно не принесёт. Всё это – одно большое общественное хобби, все мы, создатели музея, работаем ещё и на основной работе. И поверьте, в этот проект приходится вкладывать много – денег, времени и усилий.

Уникальной тёсовской узкоколейке нужен капремонт для сохранения. Фото 4

Наша команда – это десять человек. И никто из нас, по сути, ничего из этого не получает. Я начинал проект со своими единомышленниками, с которыми вместе работал на РЖД. Мы все – железнодорожники.

Для нас Тёсово-Нетыльский был просто точкой на карте. Некогда здесь была одна из крупнейших узкоколеек в Советском Союзе – 200 километров протяжённостью. В начале 2000-х она поражала своими масштабами и количеством техники. Но за последние 15 лет поубавилось и количество путей, и техники.

Мы стараемся ориентироваться на заграничный опыт. Все заграничные железнодорожные транспортные музеи живут за счёт грантовой поддержки или фондов. Там суммы исчисляются миллионами евро, но мы о таких суммах можем только мечтать. А наша узкоколейка, тем временем, требует капитального ремонта на всём протяжении – это требует крупных капиталовложений, на которые способен только крупный бизнес. Таким может стать, например, большой туристический проект. Сейчас мы вместе с правительством Новгородской области думаем над тем, как сохранить узкоколейку в приемлемом качестве.

Свой железнодорожный парк мы собираем со всей России. Начиная Ленинградской областью и Санкт-Петербургом и заканчивая Архангельской и Кировской областями. У нас есть образцы конца 19-го века – это, например, кузов деревянного вагона завода Герлец, созданный в 1896 году. Много экспонатов из заката узкоколейной эры и Советского Союза. Какие-то вагоны мы покупаем на обанкроченных предприятиях – иногда по цене металлолома, иногда чуть подороже. Хотелось бы, конечно, иметь паровоз – но это дорогое удовольствие», – констатировал директор музея.

Уникальной тёсовской узкоколейке нужен капремонт для сохранения. Фото 5

Уникальной тёсовской узкоколейке нужен капремонт для сохранения. Фото 6
Уникальной тёсовской узкоколейке нужен капремонт для сохранения. Фото 7
Уникальной тёсовской узкоколейке нужен капремонт для сохранения. Фото 8
Уникальной тёсовской узкоколейке нужен капремонт для сохранения. Фото 9
Уникальной тёсовской узкоколейке нужен капремонт для сохранения. Фото 10
Поделиться:
Написать нам

Комментарии

Дмитрий Курумов, 05.09.2018 13:38. Ответить
Я живу в Новгороде, но не знал, что есть такой музей и можно записаться на экскурсию. Хотя на реконструкции был и поезда видел. Нужно больше информации. Если кто-то знает сайт музея или их группу В Контакте, скиньте ссылку, пожалуйста.
Сергей Терехов,  05.09.2018 18:55. Ответить
Дмитрий: https://vk.com/tesovo1
Дмитрий Курумов,  05.09.2018 20:14. Ответить
Спасибо, Сергей.