Новый губернатор, оказавшись в Великом Новгороде, решил: с нашим туристическим имиджем надо что-то делать. В мае 2017 года презентовали турофис «Русь Новгородская». «Пароход Онлайн» разбирается: в какой мере воплотились амбициозные планы и насколько оправдались возложенные на «Русь Новгородскую» надежды.

Призрачные надежды

«Туристический офис «Русь Новгородская» объединит между собой чиновников, музей-заповедник и туристический бизнес. Она создаётся на основании добровольных взносов для развития туризма, поддержки туристического бизнеса, привлечения инвестиций и популяризации культурного наследия», — сообщалось в начале деятельности турофиса.

Возглавил его Андрей Катаев, ранее разрабатывавший подобные проекты на Чукотке, в Сибири и Северном Кавказе. Правда, запустив турофис в Новгороде, он уехал, проработав около полугода. Сейчас исполняющей обязанности директора «Руси Новгородской» является бывшая заведующая кафедрой финансов, денежного обращения и кредита НовГУ Наталья Омарова.

«Русь Новгородскую» в 2017-м заявили как официальный бренд региона. Тогда и появилась одиозная «Ж» как символ области. Отношение к новой айдентике у «жновгородцев» было, прямо скажем, неоднозначным — кто-то в ней узрел даже фашистскую символику.

Впрочем, прошел всего год, и символику изменили. В мае этого года на ПМЭФ никаких «Ж» уже не было, и новгородские товары обещали экспортировать без буковки, о которую сломали немало копий.

С 2017 года в проект было вложено более 25 миллионов рублей.

Характеризуя эффективность турофиса за 2017 год, губернатор Андрей Никитин сказал:

— Работу «Руси Новгородской» я оцениваю очень высоко. Благодаря ей мы смогли сделать то, что не могли сделать 20 лет — установить знаки, снять видеоролик. Появилась новая «Ласточка». Увеличилось количество туристов и инвестпроектов, что говорит о том, что бизнес поверил в турофис.

Для большинства «Русь Новгородская» — это, прежде всего, сувенирный магазинчик в центре города. Однако в лавке на Прусской, 1 нашему корреспонденту сообщили, что магазин не имеет никакого отношения к «Руси Новгородской» и является частным бизнесом. При этом в магазине продаётся много продукции под логотипом «Мы ж Новгородцы», который активно продвигал апологет «Руси Новгородской» Николай Новичков.

В июле 2018 года запустили региональный туристский сервис «Карта гостя Руси Новгородской». Купив карту на одни, двое или трое суток, путешественники могут посещать музеи, памятники природы и некоторые мероприятия, а также получать скидки в ресторанах и отелях, которые являются партнерами турофиса. Так, карта на 24 часа обойдется путешественнику в 1300 рублей, на 48 часов — в 1900 рублей, на 72 часа — в 2700 рублей.

Конечно, еще рано судить, насколько эффективен новый сервис. Однако за три недели его работы было продано всего-то два десятка «карт гостя». При этом в гостиницах — мы общались с представителями бутик-отеля «Трувор» и «Интуристом» — ни одной.

Вопрос к цене этих карт, — говорит директор «Трувора» Александр Тимофеев. — Я считаю, что они стоят дорого. И «Русь Новгородская», наверное, поймет это. Надо разработать акционные предложения. Вообще, я думаю, они должны снизить цену.

Обещают, что в скором будущем появится новый туристический сайт Великого Новгорода — современный и способный привлечь к нам людей. Разрабатывают и новую карту, на которую нанесут наиболее значимые и интересные новгородские достопримечательности. Распространяться она будет в организациях-партнерах турофиса.

Заметим, что ранее идея такой карты была воплощена туристическим центром «Красная Изба». Карту «Красной Избы» критиковали за то, что она не отвечала требованиям туриста — и действительно, зачем гостю города знать, что там на улице Германа или в Западном районе.

«Красную Избу», кстати, «Русь Новгородская» называет своим партнером, а не конкурентом. В самой «Красной Избе» от разговора о совместной деятельности (если она есть) с «Русью Новгородской» отказались, сославшись на занятость.

Сухая арифметика

Только на открытие турофиса было потрачено пять миллионов рублей. Затем проект получил еще 929 тысяч «на обеспечение деятельности». В бюджете 2018 года на «Русь Новгородскую» предусмотрели еще 11 миллионов. И буквально месяц назад стало известно, что турофис получит еще семь с половиной миллионов. «Из них четыре миллиона рублей пойдет на создание информационных центров в регионе, два миллиона — на изготовление сувенирной и полиграфической продукции, а полтора миллиона — на создание и продвижение регионального бренда на внешних рынках»,— гласила официальная информация.

Итого, как уже говорилось, «Русь Новгородская» поглотила уже больше 25 миллионов.

Не раз высказывалась критика относительно щедрого финансирования организации.

— Вам не надоело выделять деньги на ветер? Вы видели хоть какие-то движение по «Руси Новгородской»? Может, пора задуматься о целесообразности существования организации? — говорил, в частности, Алексей Чурсинов, вице-спикер областной думы.

В интервью «Пароход Онлайн» по поводу многомиллионной поддержки «Руси Новгородской» негодовал известный археолог, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского Института истории РАН Сергей Трояновский:

Мне показалось парадоксальным выделение миллионов на развитие туристического офиса «Русь Новгородская». Туристические услуги – вообще-то бизнес, они должны деньги приносить, а не отнимать их у бюджета. А им дополнительно выделяют семь миллионов. Нам на раскопки хотя бы 500 тысяч дайте!..

«Мы на дне»

По идее, основной задачей проектов вроде «Руси Новгородской» должно быть увеличение потока туристов в регион. По данным аналитического агентства «Турстат», в 2017 году Великий Новгород посетили 237 тысяч человек (на 4% больше, чем в 2016-м), включая 52 тысячи иностранных туристов, что на 15% больше, чем в прошлом году.

Вместе с тем, губернатор неоднократно заявлял, что одна из приоритетных задач — увеличить количество туристов до цифры 1985 года. Тогда в Новгород приезжало более 700 тысяч человек.

Один из основных партнеров «Руси Новгородской» — государственный музей-заповедник. Заметим вскользь, что на презентации «Карты гостя» представителей музея не было, а ведь куда как не в музей с этой картой пойдут люди… Впрочем, не это главное. Тут важно, действительно ли «Русь Новгородская» помогает аккумулировать ресурсы для привлечения в наш город гостей из других регионов и стран.

Заместитель директора Новгородского музея-заповедника Ольга Конюхова оказалась осторожна в оценках влияния турфиса на новгородский турпоток:

Анализировать это, по-хорошему, можно не раньше, чем через пару-тройку сезонов. Конкретно сейчас нет базы для анализа, поскольку анализировать можно измеримые вещи, использование конкретных маркетинговых инструментов, направленных на конкретную аудиторию, — говорит Ольга Сергеевна. — У меня нет данных о разработанной и применяемой маркетинговой стратегии «Руси Новгородской», соответственно, нет базы для анализа «было-стало».


По словам Ольги Конюховой, в туристической сфере вообще сложно однозначно судить, что влияет на колебания цифр.

Вот, например, в первом квартале мы не досчитались 40 тысяч школьных туристских посещений по сравнению с прошлым годом. Это чья «заслуга»? А взрослых туристов приехало на 10 тысяч больше. Кого хвалить?.. — рассуждает замдиректора НГОМЗ.

Отельеры, с которыми нам удалось пообщаться, рады сотрудничать с «Русью Новгородской».

Директор бутик-отеля «Truvor» Александр Тимофеев считает, что у турофиса хороший потенциал:

Мы сотрудничаем с «Русью Новгородской». Сейчас, главным образом, по карте гостя, а диалог ведем с момента нашего открытия, с декабря 2017 года. Считаю, что только такие проекты могут привести Новгород на туристический Олимп. У нас сейчас — великолепная ситуация в туризме. Мы на дне. Это на вершине нелегко удержаться, а нам можно расти в десятках процентов, — говорит Тимофеев.

Поработав над маркетингом, считает отельер, «Русь Новгородская» сможет заявить о нашем городе на всю Россию. Это привлечет к нам гостей из других регионов. А именно увеличение количества внутренних туристов — важная задача для Великого Новгорода.

Если вдруг, действительно, в город ринутся толпы наших соотечественников, будет ли он к этому готов?.. А именно наши дороги, общепит, гостиницы… Александр Тимофеев убежден, что увеличив приток туристов, удастся и улучшить инфраструктуру.

Только мои знакомые в ближайшие года два планируют открыть в городе порядка десяти отелей, — поделился Александр Тимофеев.

Солидарен с ним и директор гостиницы «Интурист» Алексей Церковный. Его отель сотрудничает с «Русью Новгородской» по «Картам гостя», размещает туристов в рамках совместных с турофисом проектов.

Периодически созваниваюсь с Натальей Омаровой на предмет того, где мы еще можем посотрудничать. Для нас ценен любой человек, любой проект, который рассказывает о Новгороде. Нужно использовать все возможности, чтобы привлекать туристов в город, — убежден Церковный.

«По плодам их узнаете их»

Я вообще считаю, что на афише любого события региона нужно ставить значок «Руси Новгородской», потому что мы приняли решение, что «Русь Новгородская» — это туристический бренд региона, — говорил в интервью нашему сетевому изданию апологет «Руси Новгородской» Андрей Катаев.

Идея, может, и неплохая, а главное, не особенно затратная: мероприятие могут делать и другие люди, а красоваться будет значок «Руси Новгородской».

Катаев обещал кораблю под названием «Русь Новгородская» большое плаванье.

Многие мои проекты живы по всей стране до сих пор, — заверил Андрей Александрович. — Потому что у них есть идея. Концепция должна задавать идеологию и векторы направления.

Сколько жизни в «Руси Новгородской»? Можно ли оценить ее работу в 25 миллионов? Наверное, на эти вопросы уместнее всего ответить цитатой из Священного Писания: «По плодам их узнаете их».

Возможно, узнаем совсем скоро.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Введите комментарий
Введите имя