«Ну, дождались», – именно эту фразу можно было услышать чаще других на открытии нового этапа М-11. Презентовали участок длиной в 217 километров в Мясном Бору, от которого по новой дороге можно будет проехать до тверского посёлка Медное.

Погодка была что надо. Серое грузное небо сливалось с новым асфальтом на линии горизонта, а противная морось постоянно напоминала, что новая трасса должна всё-таки рано или поздно привести в Санкт-Петербург.

Дорожники хоть и очень радовались своим свершениям, но за час до торжественного открытия предпочитали на результат своей работы лишний раз не смотреть и прятались в больших белых палатках. Морось постепенно перерастала в дождь, а ветер в шторм, который так и норовил отбросить палатки с отдыхающими строителями в сторону ещё недостроенного участка М-11. Палатки стоически держались, а дорожники отогревались кофе и чаем. Возле небольшой сцены промокшие насквозь девушки пели задорные народные песни. Пели, замерзали и, должно быть, ненавидели всё вокруг.

Под весёлые песни на беспросветном фоне начальник отдела Санкт-Петербургского филиала «Автодора» Олег Цепух рассказывал, что за чудо отстроенная дорога.

– Это самый протяжённый этап М-11. Мы построили 107 искусственных сооружений, несколько мостов. Благодаря этому участку можно будет обойти трёхполосную М-10, что, безусловно, очень хорошо. Это ведь увеличит безопасность движения. Вы видите дорогу высшей категории.

Во время этого спича Олег не видел ничего, кроме цветных, расплывающихся в разные стороны капель. Потому что дождь бил точно ему в очки.

– При строительстве в Новгородской области, конечно, были сложности с геологическими условиями. Попадали и в болота, где было тяжело создавать основания. Но в целом, справились, – резюмировал Цепух, перекрикивая бешеный ветер. – Большая часть участка прошла через болота и слабые грунты, поэтому мы часто использовали технологию свайных полей. Их объём тут очень значительный – более трёх километров дороги держится на них. И иногда приходилось взрывать болота.

Он особенно отметил, что «Автодор» также позаботился о животных. На протяжении всего участка есть специальные маршруты для миграции диких зверей. Консультировали компанию в этом важном экологическом вопросе егеря и лесники.

Позаботились не только о животных, но и о жителях небольших населённых пунктов. Поэтому новый участок позволит громким грузовикам обогнуть Валдайский национальный парк, Бологое и Окуловку. Это, безусловно, сделает жизнь спокойнее.

– Вообще, конечно, берёт гордость, когда оставляешь за спиной такой огромный и важный объект, – выражал городость работой восьми тысяч дорожников начальник отдела «Автодора» Цепух, оглядываясь назад. Дорогу всё также обильно поливало дождём.

Погода сменила гнев на милость, когда в палаточном лагере появился Сергей Герасимович Митин, экс-губернатор Новгородской области, а ныне сенатор. Пока он приветствовал знакомых чиновников, тучи стремительно рассеивались, и сквозь них к продрогшим дорожникам наконец пробивалось солнце. Митин, однако, был немного понур и немногословен с коллегами. И его можно было понять – сколько раз он громко отчитывался о блестящих темпах работы на новгородских участках М-11 в пору своего губернаторства. А отчитаться о сдаче столь вожделенного объекта довелось не ему.

Человек, при котором Новгородская область наконец скажет, что «мы достроили М-11», давал интервью под яркими солнечными лучами. Новый губернатор Новгородской области Андрей Никитин заявил, что намерен в ближайшее время опробовать автомагистраль на одном из своих мотоциклов.

Недалеко от него проходил глава Окуловского района Сергей Кузьмин. Он тоже был в приподнятом настроении. Его эпопея с этой трассой тоже подошла к концу, а с ней и многие трудности. Районные дороги, пострадавшие от транспортировки материалов для М-11, уже активно латают и скоро окончательно восстановят, уверен Кузьмин.

А Андрей Никитин направился в сторону сцены. А следом за ним и все собравшиеся на открытии. Сигналом к тому послужили два приземлившихся доселе вертолёта с двумя очень важными людьми. Людей в вертолётах в дорожной сфере России, возможно, и впрямь считают волшебниками. Это глава комитета ГосДумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев и председатель правления государственной компании «Автодор» Сергей Кельбах. Тепло поприветствовав Андрея Никитина рукопожатиями, они вступили на сцену.

– Сегодня исторический день! – начал губернатор. – Построено колоссальное инженерное сооружение. Благодаря М-11 у нашей области появляются возможности для развития экономики и промышленности. А значит для улучшения качества жизни людей.

Пока глава региона говорил, к сцене медленно полз худенький ПАЗ’ик, который собирали, дай Бог, во времена Бориса Ельцина.

В конце выступления Никитин посеял интригу, заявив, что у «Автодора» впереди ещё множество больших свершений.

– По этой дороге наши грузы, наши товары пойдут в порты Санкт-Петербурга, а оттуда в Европу. Это новые доходы в валюте. Её не надо будет покупать, она будет здесь, – сказал депутат Госдумы Москвичёв. От радости он, похоже, на мгновение забыл о санкциях и о том, что наши грузы в Европе теперь не очень-то ждут.

Напоследок Москвичёв заявил, что в думе он всегда ратует за то, чтобы деньги выделялись в первую очередь на региональные дороги.

Глава «Автодора» Сергей Кельбах, выйдя к микрофону, взглянул на солнце.

– Смотрите, какой прекрасный день, – потянулся он к далёкой звезде. – Он радуется вместе с нами этому ярчайшему событию, к которому мы все вместе шли последние несколько лет. Это потрясающий объект, аналогов во всей новейшей истории нет.

Обычно сдержанный Кельбах в этот день буквально светился от счастья. Он радостно прикрикивал, размахивал руками – в общем, дарил своё счастье всем окружающим.

После его выступления все дружно двинулись от сцены на другую сторону дороги, по которой вот-вот должны были поехать грузовики и уже делом, а не словами, открыть новый участок. Перешли, стояли десять минут. Никто ехать не собирался. На обочине тем временем появился загадочный и серьёзный парень в зелёном плаще, очень похожий на рыбака. Выглядел он так, словно поставил на этих болотах сети ещё до строительства М-11, а теперь увидел вокруг эту махину и очень расстроился. Но парень в плаще начал крутить на обочине другие сети – какие-то электрические. Сразу после этого всех попросили уйти с дороги.

– Ну вот, и так всю работу – то туда выйди, то сюда. Сколько можно? – возмущались уже рабочие.

И тут грузовики рванули по ещё новой, гладкой дороге. Они громко гудели, с неба падало конфетти, со сцены кричали «Слава России».

Когда машины проехали, по их следам пошли губернатор Никитин и глава «Автодора» Кельбах. Они смотрели грузовикам вслед и улыбались.

– Это лучшая дорога в стране, и аналоги в Европе соответствуют нам, – гордо говорил Кельбах. Особенно его радовало то, что тут можно ездить со скоростью до 130 километров в час.

Андрей Никитин подхватил и добавил, что новая трасса разгрузит М-10 и 60% потока уйдёт сюда.

– Новые инвесторы уже интересуются участками, расположенными между двумя трассами. Рядом ведь будет работать территория опережающего развития в Угловке. Все документы по её созданию уже оформлены. Надеюсь, к декабрю начнём работать, – сказал губернатор.

Он уверен, М-11 – это толчок для новгородского малого бизнеса.

– Новые рабочие места, налоги, новые возможности для малого бизнеса и серьёзный толчок для развития экономики наших районов, – говорил губернатор о будущих кафе, гостиницах и магазинах вдоль трассы.

Пока же тут открыты только восемь пар автоматизированных заправочных комплексов, работающие без операторов. Платят там по банковским картам.

Но депутат ГосДумы Евгений Москвичёв уже строил планы о других высоких государственных достижениях.

– Следующий проект подобного уровня планируется реализовать на участке от границы с Казахстаном до Санкт-Петербурга, – рассеял он ту интригу, которую в приветственном слове посеял Никитин. – Мы уверены, что таких дорог с каждым годом будет больше, машины будут меньше ломаться, и окружающая среда в России будет совершенно другой. Приведём в нормативное состояние и региональные дороги.

Первые пассажирские автомобили смогли проехать по новому участку М-11 с восьми утра седьмого июня. Заплатить им пришлось 240 рублей, если у них в наличии была скидочная карта T-pass. Сквозной проезд от 208-го по 543-ий километр, кстати, обойдётся в 356 рублей. В Новгороде транспордёр пока нигде не купить, но Андрей Никитин уже пообещал разобраться с этой несправедливостью.

Возможно, это будет последняя проблема в длинной эпопее со строительством М-11 на новгородской земле.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Введите комментарий
Введите имя