Мы продолжаем приоткрывать историю фотоателье Новгорода конца XIX – начала XX веков. Сегодняшний очерк вновь будет посвящен фотографическому наследию Алексей Фёдоровича Глазачева.

Как уже отмечалось, до нас дошло немало снимков Глазачева, отложившихся не только в семейных архивах и коллекции Новгородского музея-заповедника, то и в фотоколлекции и фондах государственного архива Новгородской области.

В фотоколлекции государственного архива Новгородской области (далее ГАНО) сохранились три фотографии, изготовленные А.Ф. Глазачевым.

Это портрет Елина Ивана Александровича (1892-1954), крестьянина с. Курицко Новгородского уезда, впоследствии псаломщик Курицкой церкви Успения Богородицы, выполненный в 1915 году.

Групповой портрет братьев Кавардиных: Петра Андреевича, Михаил Андреевича и Ивана Андреевича, изготовленный в 1918 году.

Большинство фотографий, автором которых является Глазачев, хранились в фондах учебных заведений Новгородской губернии: в фонде № 385 «Новгородская мужская гимназия имени Императора Александра I», фонде № 621 «Новгородская Николаевская женская гимназия», фонде № 391 «Новгородское реальное училище» и фонде № 392 «Старорусское Алексеевское реальное училище».

Фотографии находятся в документах разного содержания, среди которых прошения учеников о допущении к сдаче экзаменов; свидетельства о сдаче экзаменов; протоколы заседаний педагогического совета: протоколы экзаменационной комиссии; прошения о приеме в учебное заведение; личные дела учеников; свидетельства о сдаче экзаменов на получение прав вольноопределяющихся второго разряда; свидетельства об окончании учебного заведения, свидетельства о сдаче экзаменов на звание учителя и испытаний на получение первого классного чина. Большая часть фотографий, выявленных в составе фондов учебных заведений, отложилась в делах, содержащих свидетельства о сдаче экзаменов на получение прав вольноопределяющегося.

Исходя из даты создания документов, самый ранний снимок, изготовленный в ателье Глазачева, может быть датирован не позднее 1895г., самый поздний – 1918г. Многие из фотопортретов частично или полностью приклеены к листам дел, некоторые плотно пришиты и скреплены печатью.

Большинство фотографий представлены мужскими погрудными портретами, женских фотопортретов ателье Глазачева значительно меньше.

Среди всех 100 фотографий (авторства не только Алексея Фёдоровича) фонда №391 «Новгородское реальное училище», выявлено всего два женских. Данные фотопортреты приложены к прошениям 1911г. о допуске к экзамену за шесть классов Новгородского реального училища для дальнейшего поступления в высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. Один из них – Марии Михайловны Морозовой, выполненный новгородским фотографом Глазачевым.

Единственный фотопортрет в составе фонда № 621 «Новгородская Николаевская женская гимназия» был изготовлен в фотоателье Глазачева. На оборотной стороне паспарту имеется «удостоверительная» запись начальницы гимназии о том, что фотография принадлежит Ольге Нечаевой. Фотопортрет помещен в отдельный конверт, поэтому можно предположить (в том числе по оставшимся следам от прошивной нити листа дела), что фотопортрет был приложен к удостоверению об окончании Ольгой Нечаевой полного курса гимназии и получении звания учительницы.

В составе документов фонда № 385 «Новгородская мужская гимназия имени Императора Александра I» также сохранились мужские и женские фотопортреты авторства А.Ф. Глазачева.

  

  

  

Фото 9..jpg

Фотографическое наследие А.Ф. Глазачева, отложившееся в составе фондов ГАНО будет особенное интересным для исследователей своей родословной и всем исследователям истории Новгородской земли, так как почти все снимки подписаны, и как уже отмечалось, приложены, пришиты к документам, где указаны ценнейшие сведения об изображенных на снимках личностях.

Интересный факт из истории фотографии

Пионером цветной фотографии в России является ученик Д.М. Менделеева Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Одним из первых его цветных снимков является портрет известного и любимого многими писателя Льва Николаевича Толстого.

В мае 1908 года Прокудин-Горский ездил в Ясную Поляну, где сделал серию снимков (более 15), в том числе несколько цветных фотографических портретов Льва Николаевича Толстого. В своих записях Прокудин-Горский отметил, что писатель «особенно живо интересовался всеми новейшими открытиями в различных областях, а равно и вопросом передачи изображения в истинных цветах».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Введите комментарий
Введите имя