Сегодня — две совершенно разные книги. Объединяет их только то, что написаны они писательницами-лауреатами Нобелевской премии.

Тони Моррисон «Любовь»


Тони Моррисон — первая афроамериканская писательница, удостоенная Нобелевской премии по литературе. Однако те, кто ждут от ее книг положенной вроде бы политкорректности, жестоко обманутся. «Любовь» — это роман, прежде всего, о человеческих отношениях. О, любви, конечно же, простите за тавтологию. Но это, разумеется, отнюдь не романтическое чтиво, иначе «Нобеля» бы не дали.

К моменту начала романа главный его герой, Билл Коузи, уже умер. Все повествование строится на воспоминаниях о нем. Истории взаимоотношений с Биллом рассказывают женщины, которые играли важную роль в его жизни. Или думали, что играли. Потому что любил-то Коузи, кажется, только самого себя…

Чем больше углубляешься в текст «Любви», тем отчетливее понимаешь, что, собственно, любви-то в нем нет. А вот зависимости, болезненной привязанности, даже идолопоклонничества — хватает. И тут не может быть претензий к реалистическому роману Тони Моррисон. Такова, к сожалению, жизнь. По крайней мере, когда читаешь «Любовь», этому веришь.

Светлана Алексиевич «Зачарованные смертью»


Эта книга, вышедшая в 1993 году, не самая известная в библиографии белорусской писательницы. Тем не менее, я нахожу ее одной из интереснейших у Алексиевич. Она собрала под одной обложкой истории обычных постсоветских людей, которые рассказывают о том, как однажды они приняли роковое решение — уйти из жизни. О состоявшихся самоубийцах повествуют их близкие.

Рассказы, без поправок, трагические. А как иначе, если весь XX век, как замечает Светлана Алексиевич в предисловии, мы или воевали, или готовились к войне. Суицид как единственный возможный исход рассматривают в книге ветеран Великой Отечественной, четырнадцатилетний ранимый подросток, беженка из братской республики и двадцатиоднолетний солдат-срочник… И многие-многие другие. Невозможность осмыслить, как жить в условиях новой, постсоветской реальности объединяет всех «зачарованных смертью».

Нобелевскую премию Светлана Алексиевич получила «за многоголосное творчество — памятник страданию и мужеству в наше время». Так вот, «Зачарованные смертью» — яркая иллюстрация справедливости нобелевской формулировки.

Ну а следующий «Читательский дневник» читайте в сентябре. Рубрика уходит на каникулы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Введите комментарий
Введите имя