• Погода: 21.9oC
  • $: 62,44
  • €: 73,24
  04.04.2018 12:00

Год после теракта в метро. Можем ли мы чувствовать себя в безопасности?

Год после теракта в метро. Можем ли мы чувствовать себя в безопасности?

(фото – sfi.ru)

Год назад в петербургском метро прогремел взрыв. 15 человек погибло, 103 пострадало. Метрополитен усилил меры безопасности. По всей стране прошли проверки. В том числе и в Великом Новгороде. Однако и спустя год абсолютно уверенными в безопасности новгородцы быть не могут.

О том, что было предпринято, какие объекты вызывают наибольшее беспокойство с точки зрения защиты от возможных атак экстремистов, «Пароход Онлайн» поговорил с руководителем аппарата областной антитеррористической комиссии Андреем Быстровым.

– События годичной давности в Петербурге послужили определённым толчком и для нас. В то же время мер по противодействию терроризму было достаточно и до теракта в метро, их просто нужно выполнять, – утверждает Быстров.

Транспорт

Особое внимание в связи с событиями в подземке Северной столицы оказалось приковано к безопасности транспортных объектов. Хотя поводы задуматься о ней возникали и раньше. Стоит вспомнить только взрывы в Волгограде на железнодорожном вокзале и в одном из троллейбусов в 2013 году.

В истории Новгородской области есть своя трагическая страница, посвящённая терактам на транспорте.

Год после теракта в метро. Можем ли мы чувствовать себя в безопасности?. Фото 2

(фото – kat-cyg.narod.ru)

27 июня 1997 года на перегоне между станциями Боровёнка и Торбино в одном из вагонов поезда «Юность» сработало неконтактное взрывное устройство. Пять человек погибло, ещё 14 получили различные травмы. Среди погибших оказался и уроженец Дагестана Гаджи Магомед Халилов, который и пытался установить взрывчатку под потолок вагона.

10 лет спустя на участке «Октябрьской железной дороги» между Бургой и Малой Вишерой был осуществлён взрыв железнодорожного полотна под локомотивом скоростного поезда «Невский экспресс». Тротил заложили под пути в 30 метрах от мостика через речку Чёрную. Электровоз и 12 вагонов сошли с рельсов. 60 человек пострадало. Тогда обошлось без погибших.

Но спустя всего два года «Невский экспресс» снова стал целью экстремистов. 27 ноября 2009 года произошло крушение поезда №166 на границе Новгородской и Тверской областей. Под электровозом было приведено в действие взрывное устройство. В результате сошли с рельсов последние вагоны состава. 28 человек погибли, не менее 132 пострадало.

Больше террористических атак на территории региона не было. Тем не менее, безопасности транспортной инфраструктуры уделяется особое внимание. Особенно в свете приближающегося чемпионата мира по футболу.

– На нас в этой связи ложится особая ответственность, – говорит руководитель аппарата АТК Андрей Быстров. – Мы проводили проверки и до теракта в Санкт-Петербурге. Часть объектов включена в маршрутную сеть по переброске болельщиков. Они проверяются. Во время чемпионата мира на них будет усилена плотность нарядов сотрудников правоохранительных органов.

Год после теракта в метро. Можем ли мы чувствовать себя в безопасности?. Фото 3

(фото – gov.cap.ru)

Защитить на 100% городские автобусы или троллейбусы от возможных посягательств экстремистов, увы, невозможно. Водители и кондукторы проходят специальный инструктаж по действиям в нештатной ситуации.

– Вы же понимаете, что роту автоматчиков в каждый автобус не посадишь, – сетует Андрей Быстров. – Эти инструктажи способствуют выявлению подозрительных лиц из числа пассажиров. Может быть отрешённый взгляд, одет человек как-то по-особенному. Я не говорю, что все наши кондукторы обладают сегодня навыками распознавания таких людей. Одно ведомство не может победить терроризм – только всем миром, в том числе силами простых граждан. Не должно быть равнодушия.

Примеры такого равнодушия периодически, правда, всё реже, встречаются в ситуациях с оставленными в общественных местах сумками или коробками. Буквально на прошлой неделе эвакуировали посетителей из торгового центра «Барк» из-за забытой кем-то коробки с деталями кальяна. Однако иногда бывает так, и в том числе во время учений спецслужб, когда мимо оставленного ради эксперимента предмета люди проходят безучастно: «стоит и пусть стоит».

При этом, эксперты считают профессионализм и ответственность специалистов, следящих за порядком, более значимым фактором, чем различные технические средства – металлодетекторы, камеры слежения. «Рамки» в Великом Новгороде есть на железнодорожном вокзале, а вот на автовокзале их нет.

– Проводились эксперименты: вроде технически объект укреплён, но охранники «спят», – рассказывает руководитель аппарата АТК Новгородской области. – Проносились муляжи в рамках учений. Детекторы срабатывали, но никто людей не останавливал. Главное – подготовка персонала объектов. Он должен знать, как организовать эвакуацию.

Год после теракта в метро. Можем ли мы чувствовать себя в безопасности?. Фото 4

(фото из открытых источников)

Туристическая инфраструктура

В 2009 году новгородские спецслужбы предотвратили взрыв стен кремля. Его планировал совершить житель Кисловодска Владимир Тимошенко. Он хотел заложить взрывные устройства в районе входа в кремль со стороны пешеходного моста, а также на участке стены между Спасской и Дворцовой башнями. Однако правоохранительным органам стало известно о планах Тимошенко. И его успели задержать до того, как он приступил к исполнению своих планов.

В настоящее время большинство объектов туристической инфраструктуры имеет паспорта безопасности. Кремль оснащён системами видеонаблюдения, экстренного оповещения. То же самое можно сказать и о музее деревянного зодчества. С недавнего времени в соответствие требованиям к местам массового пребывания людей стали приводить и религиозные объекты.

– Мы ведём работу с епархией, – говорит Андрей Быстров. – Требования общие: системы видеонаблюдения, оповещения, сигнализация, управления эвакуацией. При помощи этих систем уже раскрыт ряд преступлений.

Некоторое беспокойство вызывает состояние антитеррористической безопасности в сфере новгородского гостиничного бизнеса. По словам руководителя аппарата областной антитеррористической комиссии, только три местных отеля прошли обязательную паспортизацию.

– Около года назад был издано постановление правительства, устанавливающее требования к антитеррористической защищённости гостиниц и иных мест размещения. У нас папортизированы только «Садко», «Россия» и «Акрон». Впору бить тревогу. Может быть, персонал чему-то и учат, но с уверенностью об этом говорить нельзя, – констатирует Андрей Быстров.

Год после теракта в метро. Можем ли мы чувствовать себя в безопасности?. Фото 5

(фото из открытых источников)

Школы

Степенью своей защищённости новгородские школы, как ни странно, отчасти обязаны выборам. Для их проведения Минпромторг передал области 81 металлодетектор. Устройства использовались на избирательных участках. В качестве варианта рассматривается возможность их установке на входах в школы Великого Новгорода. Также их могут разместить в театре драмы.

В настоящее время все школы делятся на три категории в зависимости от степени террористической угрозы. Требования к антитеррористической безопасности сельских школ ниже, чем аналогичные нормы в областном центре и других крупных населённых пунктах Новгородчины.

Далеко не все школы оснащены системами контроля допуска, видеонаблюдения. Однако постепенно эти проблемы решаются. Вокруг многих учреждений в последние годы появились заборы, старые входные двери заменены на современные.

Тем не менее, и здесь, по мнению специалистов, максимальная ответственность ложится на плечи людей. С одной стороны, вероятность того, что посторонний пройдёт на территорию учреждения, остаётся высокой. В то же время не пускать в школу никого, кроме учеников и педагогов, – значит довести ситуацию до абсурда.

– Пока мы не можем организовать пропуск в школы по сетчатке глаза и отпечаткам пальцев, – признаёт руководитель аппарата АТК. – Есть вероятность проникновения. Вопрос в другом. Люди, имеющие умысел на совершения терактов не то, что в школы, они и в область к нам не должны попадать. Для этого существуют правоохранительные органы, которые занимаются их выявлением и нейтрализацией.

Регулярно проводятся тренировка по эвакуации учащихся из зданий учебных заведений.

Год после теракта в метро. Можем ли мы чувствовать себя в безопасности?. Фото 6

(фото из открытых источников)

Идеология

Специалисты уверены: снять террористическую угрозу позволит только победа над его идеологией, искоренение сочувствия ему.

«Когда мы говорим о некоем союзе государств в борьбе против терроризма, то мы упускаем из виду кое-какие детали. Например, террорист бежит куда-нибудь в Англию. И там его воспринимают как борца за свободу. И если брать всю нашу историю, начиная с XIX, XX века, то можно сделать такое заключение – пока есть такое «лежбище», где эти люди могут зализывать раны, то эти явления будут иметь материальную, физическую или иную подпитку.

Самое тяжёлое и неприятное здесь – это то, что иногда образ террориста и сам по себе может у некоторой части общества вызывать симпатии большие, чем то, против чего направлена его деятельность –конкретного чиновника или государства. Это всё примеры из истории. Вот в Польше на каждом углу можно увидеть памятники Юзефу Пилсудскому. Но ведь это по его приказу 6 мая 1906 года в Варшаве было зарезано 80 полицейских. Это – обыкновенные трудяги и постовые. Но это воспринималось как национальная месть, как проявление национальной гордости. Ведь полицейские – носители «кровавого враждебного режима».

Недавно в комментарии к одной из моих статей пришла довольно приличная женщина – ей было где-то за пятьдесят. Написала следующее: «нет, в нашей стране с этими чиновниками и правилами ничего в правовом поле не сделаешь. Они понимают только силу, они понимают только нож». Вот, милая новгородка вполне преклонных лет проявляет такую гражданскую позицию – пока, правда, на просторах сети.

Что я хочу сказать: если мы сможем каким-то образом снизить элемент правового нигилизма в нашей стране, и параллельно СМИ будут доносить до большей части населения не только отвратительность, но и мерзость терроризма, у нас, возможно, что-то получится. Но, увы, когда я смотрю на историю борьбы с терроризмом, которой почти три тысячи лет, то особого оптимизма у меня нет», – считает известный историк, член РАН, Борис Ковалёв.

Год после теракта в метро. Можем ли мы чувствовать себя в безопасности?. Фото 7

***

Увы, технологии далеки от совершенства. Большинство людей заботиться о безопасности заставляют только чрезвычайные происшествия. А о коренном переломе в борьбе с идеологией терроризма пока можно только мечтать. Чувствовать себя в безопасности в современном мире не может никто. Однако подчас простое следование требованиям элементарной техники безопасности может предотвратить трагедию...

Текст – Александр Кобяков, Матвей Николаев

Новости – Великий Новгород, Новгородская область. Пароход Онлайн

Поделиться:
Написать нам