• Погода: 20.1oC
  • $: 63,49
  • €: 73,93
  03.04.2018 17:57

«Запечатлевшие на века». Первые новгородские фотоателье

«Запечатлевшие на века». Первые новгородские фотоателье

Сетевое издание «Пароход Онлайн» начинает цикл очерков о новгородских фотографах и авторах фотографий, имена которых практически совсем неизвестны и чьи работы не отложились в фотоколлекциях.

История новгородских фотозаведений не достаточно глубоко изучена, но очень интересна. Благодаря исследованиям Светланы Львовны Николаевой (Сивохиной), Сергея Валентиновича Моисеева, Александра Ивановича Орлова приоткрываются некоторые страницы фотографического ремесла в Новгородской губернии и судеб фотографов. Ценнейшим источником по истории фотозаведений губернии являются находящиеся на хранении Новгородского государственного объединенного музея-заповедника и Государственного архива Новгородской области снимки.

В работах Светланы Львовны Николаевой (Сивохиной) посвященных истории фотографических заведений середины 19 века – начала 20 века. Основные сведения о новгородских фотографах автор почерпнула из местных периодических изданий, в том числе Памятных книжек Новгородской губернии, газет «Волховский листок», «Новгородская жизнь», документов из фондов Канцелярии новгородского губернатора, Новгородского музея Древностей. Светлана Львовна неоднократно выступала на научных конференциях по данной теме и публиковала исследования в различных изданиях.

Одним из первых фотографическим ремеслом в Новгороде занялся Ревельский (Рижский) гражданин Ильмар. Разрешение на открытие заведения было выдано в 1866-м. Просуществовало оно более 20 лет: до 1886 года дела вел сам Ильмар, после его смерти – вдова Вера Ивановна Ильмар.

В отделе гравюр и эстампов Российской национальной библиотеки хранятся фотографии, изготовленные в ателье «В. Ильмар». Это снимки с открытия памятника 1000-летию России (1862) и альбом «Старая Русса и ее окрестности» (1865). Последний содержит интереснейшие фотографии, освящающие моменты пребывания их Императорских Высочеств великих князей Владимира Александровича и Алексея Александровича в Старой Руссе в 1865 году. Так, на сайте РНБ размещены в электронном виде некоторые из них. Это снимки под названием «Народный праздник»

«Запечатлевшие на века». Первые новгородские фотоателье. Фото 2

(Фото – сайт Российской национальной библиотеки)

«Праздник, данный старорусскими гражданами в честь пребывания их Императорских Высочеств великих князей Владимира Александровича и Алексея Александровича в Старой Руссе 6 августа 1865г. Картина 3. Хоровод исполняет фигуры под песню «Уж мы сеяли, сеяли ленок».

«Запечатлевшие на века». Первые новгородские фотоателье. Фото 3

(Фото – сайт Российской национальной библиотеки)

«Праздник, данный старорусскими гражданами в честь пребывания их Императорских Высочеств великих князей Владимира Александровича и Алексея Александровича в Старой Руссе 6 августа 1865г. Картина 2. Исполнение фигур в хороводе под песню «Как у наших у ворот».

«Запечатлевшие на века». Первые новгородские фотоателье. Фото 4

(Фото – сайт Российской национальной библиотеки)

«Гонка лодок в присутствии Их Императорских Высочеств великих князей Владимира Александровича и Алексея Александровича с дарованными от Их Высочеств призами 27 июля 1865г. в Старой Руссе».

«Запечатлевшие на века». Первые новгородские фотоателье. Фото 5

(Фото – сайт Российской национальной библиотеки)

Все снимки являются коллодионовыми отпечатками.

В 1880-м в Новгороде функционировало фотографическое заведение художника Оже. Благодаря постоянной смене места жительства, фотографии его ателье отложились во многих городах нашей страны. Остановимся на биографии этого фотографа.

Григорий Николаевич Оже родился в 1834 году, в Евпатории. Получил домашнее образование, сам освоил азы рисования, которому посвящал все свое свободное время. В 1852-м поступил в Петербургскую академию художеств по классу живописи к известному тогда художнику М.Н. Воробьеву. Однако учеба его в академии, была недолгой. Из-за смерти отца Григорий Оже был вынужден бросить обучение и вернуться обратно в Евпаторию. Однако занятий живописью он не оставляет, а уговаривает живущего там же, в Крыму, Ивана Айвазовского взять его в ученики. Через три года обучения, Григорий Николаевич возвращается в Петербург, и добивается возможности сдать выпускные экзамены в Академии. Оже получает чин неклассного художника.

Григорий Николаевич остается в Петербурге и начинает выпускать один из первых в России фотографических журналов под названием «Светопись». В журнале публиковались не только статьи о фотографии, но и репродукции картин. Издание иллюстрированного журнала по тем временам было связано с большими финансовыми затратами, и вскоре было закрыто.

О начале фотографической карьеры Григория Николаевича имеются только многочисленные обрывочные сведения. Он начинает ездить по стране, открывая друг за другом ателье в Твери, Бежецке, Ржеве, Ярославле. Везде он работает по 3-4 года. Но, вероятно, не находит прибыльного места. В 1872-м Николай Григорьевич перебирается в небольшой городок Валки под Харьковом. Там он открывает ателье в доме купца Белибашева.

Неизвестно когда и по какой причине Григорий Оже оказывается в Новгороде, но его имя значится в Памятной книжке Новгородской губернии за 1880 год. Можно предложить, что в нашем городе, как и в других, Григорий Николаевич долго не задержался.

В 1894-м он открывает новое свое фотоателье в Оренбурге, где впоследствии прожил всего три года. Судьба забросила его на Кавказ. Очередное свое ателье Григорий Николаевич открывает во Владикавказе. Фотографии Оже Владикавказского периода неимоверно редки, тем не менее, его ателье во Владикавказе просуществовало 4 года. К этому времени Григорию Николаевичу исполняется уже 63 года, он стремительно теряет зрение. Для фотографа это трагедия.

В 1901 году Оже покидает Владикавказ и поселяется в Нижнем Новгороде. И со своим помощником опять открывает ателье.

В последнее свое путешествие Оже отправляется в 1905 году Обоянь – маленький городок в современной Белгородской области. И даже тогда, будучи 71 летним стариком, он открывает фотоателье. Но ателье в результате прогорает. Где и при каких обстоятельствах он умер, что случилось с его семьей, так до сих пор никто и не знает.

Фотографии новгородского периода жизни и творчества сохранились только в фонде Новгородского музея. В коллекции представлены две фотографии конца XIX— начала XX века на фирменном паспарту «Г.Н. Оже». На первом снимке запечатлена женщина в полный рост, облокотившаяся на высокий треножник.

«Запечатлевшие на века». Первые новгородские фотоателье. Фото 6

(КП-42304-51. Новгородский музей)

На оборотной стороне фотографии надписи отсутствуют.

«Запечатлевшие на века». Первые новгородские фотоателье. Фото 7

(КП-42304-51. Новгородский музей)

На втором снимке запечатлены двое мужчин. Один мужчина сидит на деревянном стуле, второй стоит, облокотившись на высокий треножник. Вероятно, оба снимка были сделаны в фотоателье Оже.

«Запечатлевшие на века». Первые новгородские фотоателье. Фото 8

(КП-38740-40-24. Новгородский музей)

На оборотной стороне фотографии имеется надпись: «Сидит на стуле Алексей Николаевич Богословский, работавший в 1886 году учителем в Новгородской губернии».

«Запечатлевшие на века». Первые новгородские фотоателье. Фото 9

(КП-38740-40-24. Новгородский музей)

В августе 1870 года разрешение на открытие фотографического заведения было дано полоцкому мещанину Баркану, а постановлением губернского правления от 13 сентября 1873-го ему позволялось заниматься фотографией в прочих городах Новгородской губернии.

В Памятной книжке Новгородской губернии на 1875 год отмечено, что в Тихвине работает фотография Баркона. Возможно, «полоцкий гражданин Баркан» и владелец фотографического заведения в Тихвине «Баркон» являются одним человеком. Снимки данного фотоателье в фотоколлекциях не сохранились.

В 1883–1884 годах в Новгороде работало фотографическое заведение Сальниковой, в 1886-м фотографическим делом занимался Почетный гражданин Лавр Викторович Раевский. В фондах музея и архива произведения этих ателье отсутствуют.

Интересный факт из истории фотографии

Считается, что первое в мире «сэлфи» сделал в октябре 1839 года американец Роберт Корнелиус. Он сфотографировал себя в окне семейного магазина в Филадельфии.

«Запечатлевшие на века». Первые новгородские фотоателье. Фото 10

(Фото из открытых источников)

А вот первым русским сэлфи, многие считают фото великой княжны Анастасии Романовой, сделанное ею в 12-летнем возрасте, глядя в зеркало.

«Запечатлевшие на века». Первые новгородские фотоателье. Фото 11

(Фото из открытых источников)

За помощь в подготовке материала выражаем благодарность Новгородскому музею-заповеднику и Государственному архиву Новгородской области – за предоставленные материалы, сотруднице музея-заповедника Светлане Николаевой, а также новгородским исследователям фотографии Александру Орлову и Сергею Моисееву.

Новости – Великий Новгород, Новгородская область. Пароход Онлайн

Поделиться:
Написать нам