Личный кабинет
  • Погода: 15.5oC
  • $: 68,20
  • €: 79,36
  25.02.2018 17:22

«Кают-компания». Владимир Поветкин. Такие рождаются раз в тысячу лет

26 февраля исполняется 75 лет со дня рождения Владимира Ивановича Поветкина, одного из ярчайших представителей плеяды Почетных граждан нашего древнего города. Художник, реставратор, учёный и музыкант, Заслуженный работник культуры РФ, кавалер Международного Ордена Святого Константина Великого.

Подвижничество, честность, духовная сила, умение трудиться, любовь к своей Родине, к традиционной культуре всех народов Мира, бережное отношение к Земле и окружающему миру – основные черты Владимира Ивановича, создавшего неповторимый мир Центра музыкальных древностей.

На страницах нашего издания о Владимире Ивановиче вспоминает его сподвижница и директор Центра музыкальных древностей Наталья Николаевна Попова.

«Кают-компания». Владимир Поветкин. Такие рождаются раз в тысячу лет

Владимир Иванович родился в 1943 году, сразу после Сталинградской битвы, в селе Солдатско-Степное Сталинградской области. С мамой, Марией Фёдоровной Байбаковой, они долго кочевали, не имея собственного жилья, прошли практически всю Южную Россию.

Отец - Иван Петрович Поветкин был родом из Курской области, там они в итоге и остановились. В Курске Владимир Иванович заканчивает школу, художественно-графическое училище, оттуда в 1962 году отправляется на флот. 

Он служил на Севере, в Полярном, и уже тогда интересовался тем, с чем будет связана его дальнейшая жизнь. Северная природа его очень вдохновляла, и Мария Федоровна высылала ему краски. Он писал ей в письмах, что красота этой природы необыкновенная, ее нужно увидеть и почувствовать. Часть работ попала к руководству его флотской службы, какие-то небольшие этюды сохранились у нас в Центре музыкальных древностей. 

После службы он поступает на последний курс художественно-графического училища в Ленинграде, которое заканчивает в 1968 году. В том же году возвращается в Курск. Работая художником и корреспондентом в курской газете «Молодая Гвардия», активно участвует в создании рубрики «Родник», посвящённой народным талантам Курского края. Именно в это время происходит его встреча с народной культурой, он слышит песни, которые позже отзовутся в его сердце. 

В Великий Новгород Владимир Иванович приезжает в 1969 году для того, чтобы помочь выполнить одну из художественных работ друзьям-художникам. И город производит на него сильнейшее впечатление. Позднее он вспоминал, что по дороге в Новгород видел сон, где был удивительный город, с крепостными стенами и храмами. И когда он увидел Новгород, то понял, что ему приснилось. Он остается в нашем городе навсегда. Уже в октябре 1969 года он напишет матери, с которой был невероятно близок: «Работать буду реставратором. Здесь, в Новгороде».

«Кают-компания». Владимир Поветкин. Такие рождаются раз в тысячу лет. Фото 2

Поветкин сразу же начинает сотрудничать с нашим музеем-заповедником, выполняет различные реставрационные работы, которые и сейчас можно увидеть в историческом отделе музея в Кремле. Например, в одной из витрин хранится лук. Накладки, датируемые XII веком были найдены в раскопках, нужно было положить их на предмет. Владимир Иванович делает не просто муляж, а настоящий боевой лук, и перед тем, как сдать его в музей, он стреляет из него. Стрела улетела далеко-далеко. И ко всему он относился именно так, с полной отдачей.

«Кают-компания». Владимир Поветкин. Такие рождаются раз в тысячу лет. Фото 3

Его волновало очень многое, и одарен он был не только как художник, но и как музыкант. В двадцать лет он пишет: «Я чувствую музыку, я вижу в ней цвет. Но ведь не занимался я ею. И все же, мечтаю научиться исполнять и даже сочинять. В уме иногда я сочиняю, но написать на ноты не могу». Как профессиональный музыкант, могу сказать, что он очень тонко слышал. Я окончила Ленинградскую консерваторию, но мне таких музыкальных снов не снится...

В 1963 году он пишет матери: «Куда девалась та простота в отношениях между людьми, раньше бывшими бедными? Куда девалась та любовь к народным песням? Почему в деревнях больше не видно скрипки, флейты, рожка? Разве искусство должно развиваться и любится только в консерватории и академии? Все больше теряется связь с природой, в то время, как она — источник всех душевных богатств».

Он как-то по-особенному воспринимал то, что его окружало, особенно народную культуру. Занимаясь ею с 80-х годов, я многое видела, но взгляды Поветкина рушили устоявшиеся представления. Например, довольствуясь умением играть и петь, я не рукодельничала. А Владимир Иванович говорит: «Вы попробуйте, сделайте пояс»... Сам выходя за пределы только реконструктора музыкальных инструментов, он мог выполнить самые разнообразные работы. Например, сшить традиционную одежду. Народную культуру никогда не делил на христианство и язычество, он так говорил:

«Иногда в нынешнем городском человеке пробуждается память о его прошлом деревенском житье — с детскими играми, отроческими забавами и юношескими хороводами, с шумными свадьбами, приметами на каждый праздничный и будний день, с домашним хозяйством, скотиной и огородом, с незагаженным лесом и чистым, не усеянным бутылочными осколками речным дном.

И во всём том житье незримо уживались Бука, Домовой и Баенник, Кикиморы и Русалки, Леший и Водяной — всех не счесть.

И тут же с окоптелых досок покровительствовали тебе Никола Угодник и Параскева, Козмодемьян и Пантелеймон, Егорий Храбрый и еще целое воинство православных святых.

Всё такое разное. И всё уживалось под покровом мудрости простых селян, растивших хлеб и лён, понятно, не для одних себя.

А над всем высились песни — от колыбельных до надгробных причётов. Песни совсем не нынешние, другие, словно иным языком петые, и казалось подчас, будто поющий человек с лесом, полем, ручьём и звёздами перекликался. Так ведь и было».
(В.И. Поветкин «Зачем-то Балашову был нужен фольклор»).

Или вот еще одна мысль, высказанная в статье, посвященной художнику и другу Семену Пустовойтову:

«Именно в народном сознании – независимо от того, кто в капкане XX века был крещён, а кто нет – мы все наследники завещанных нашими родителями высоких моральных принципов, мы все родные люди.

Это важно.

И поди тут разбери, что нам внушено официальной церковью, а что досталось из глубин славянской истории, когда в наших предках отмечались и воинское благородство, и добрый нрав, и беспрекословное гостеприимство, и выразительная музыкальность».
(Статья «Самоцветное наследие Симеона», 2008 год).

«Кают-компания». Владимир Поветкин. Такие рождаются раз в тысячу лет. Фото 4

Воспринимая народную культуру, Владимир Иванович четко отделял настоящее от бутафорного, то, что появлялось на концертной эстраде. Еще в 80-х годах подобная бутафория являлась нормой, именно так мы в большинстве своем, воспринимали народную культуру. И он пишет:

«Многие из так называемых фольклорных коллективов искренне считают, что они сохраняют, возрождают русские традиции.

Но посмотреть на тот же ансамбль (…), и сразу возникает вопрос: а что это за одежды на них? Какому народу такие наряды присущи?

Не отыскать такого народа.

Вот так бывает и с песнями, и с плясками, и с игрой на гуслях».

Чего бы Владимир Иванович не касался, он подходил к этому серьезно. Выполняя различные заказы по реставрации, в 1978 году он получает обломки музыкального инструмента XI века. По заказу музея, он должен был склеить обломки с современным дополнением и представить единый инструмент - лирообразные гусли. Владимир Иванович начинает тщательно изучать вопрос. В том же году он реставрирует неизвестные в то время традиционные гусли, привезенные музеем из Новгородской области в 1968 году, натягивает на них струны, и, после долгого перерыва, традиционные гусли зазвучали. То же самое он делает и с гуслями XI века - не только склеивает обломки с современным дополнением, а делает из современного материала копию - целый, здоровый инструмент, который может звучать. И здесь встает вопрос: как настраивать гусли? Что можно на них играть? Он обращается к специалистам, к музыкантам, но они ничего не могут ответить, так как впервые видят подобный инструмент, ведь о существовании лирообразных гуслей, бытовавших у нас в XI-XIII веках, мы узнали только благодаря раскопкам.

Владимир Иванович начинает играть свою музыку, не оставляя надежды найти музыкальные документы – народные наигрыши. С этим вопросом он обращается в Ленинградскую консерваторию, в лабораторию народного творчества. Я помню этот визит Владимира Ивановича. Тогда ответить мы ему не смогли и Поветкин дарит нам гусли, сделанные на основе традиционных. С ними мы едим в фольклорную экспедицию в Псковскую область. Показывая инструмент старожилам, мы узнали, что такие гусли перестали звучать в послевоенное время, но, к своему удивлению, они вспомнили, как играть. Так появились первые записи народных гусельных наигрышей. Конечно, мы не знаем, что играли в древнем Новгороде, но в дальнейшем, озвучивая этот инструмент, Поветкин использовал народные наигрыши.

«Кают-компания». Владимир Поветкин. Такие рождаются раз в тысячу лет. Фото 5

Надо сказать, что в 1978 году все было не так просто. Первым, кто занимался археологическим деревом, был Борис Александрович Колчин. Первый музыкальный инструмент под его руководством был склеен с современными дополнениями и затонирован в единый цвет. Эта работа представлена в Москве, в музее имени М.И. Глинки. Увидев ее, Поветкин понял, что не надо тонировать, надо оставить дополнения светлыми, чтобы человек видел, где археологическая находка. Для науки это важно, но это вызвало споры. Он с нетерпением ждет приезда комиссии и после сдачи гуслей пишет матери: «Сегодня у меня в мастерской была комиссия по сдаче гуслей XI века. Были Стас Орлов, Б.А.Колчин, Е.А.Рыбина, В.Л.Янин и от музея Элиса Гордиенко и Людмила Петрова. Реконструкция принята на «отлично»! Продемонстрировал звучание инструмента, сделанного из нового материала, и все вопросы по реконструкции доказаны».

Это очень важный момент, потому что после этой встречи, Борис Колчин сказал, что делать надо так, как сделал Поветкин. Гусли о которых мы сейчас говорим, стали очень известными, на боку у них есть резная надпись «СЛОВИША». В прошлом году у нас прошёл фестиваль с таким названием. 

«Кают-компания». Владимир Поветкин. Такие рождаются раз в тысячу лет. Фото 6

Из письма к матери:

«Играл на традиционных гуслях XX века, инструменте, который я тоже восстановил в связи с изучением вопроса об археологических гуслях. Жаль, что ты не сможешь услышать этот поистине волшебный инструмент, которым в старые времена исцеляли больных. Я его на днях сдаю в музей. Теперь мне надо писать статью, посвященную этим гуслям XI века с надписью «СЛОВИША». Пока что ученые расшифровывают это слово, как «Соловей». 

Мария Федоровна поддерживала сына во всем, призывала все время поддерживать природный талант трудом. Конечно, он понимал свой дар, но всегда трудился, любил и умел повести в этом за собой. Он все делал необыкновенно красиво: пил ли чай, рассказывал лекцию, работал рубанком. В 2000 году была найдена восковая книга XI века - Псалтирь, очень важная для нас. В ней были четыре восковые страницы. Они были разрушены, и эти маленькие кусочки Владимир Иванович кропотливо собирал. Однажды, проработав всю ночь и собрав один из фрагментов, он пишет:

«Разгорячённый успехом, часов в 7 утра вышел на улицу.

Новое снежное покрывало лежало на ветвях яблонь, рябин и ёлочек. Всё изливало из себя внутренний свет. Сказочное утро.

И жалко было убирать с дорожек вокруг Центра снежный покров. Но не убирать нельзя, иначе наши гости потеряют к нам дорогу.

Единственное, что в моих силах – это по возможности убрать красиво, выявляя гармонию человеческого уюта, не слишком противореча природной величественной ясности всех её, природы, погодных перемен.

Примечая красоту, переживая её, нуждаясь в ней,                           наконец, поддерживая её, человек начинает себя чувствовать – где бы он ни очутился – хозяином, ответственным за гармонию всего.

Нынче странно слышать рассуждения, будто беспорядок в России оттого, что нет частной собственности.

Природа окутала красотой всю Землю и всю космическую её колыбель.

Вот частная собственность, которую каждый должен беречь вне зависимости от участка земли, который он огородил плетнём или чугунной литой решёткой.

Весь необъятный мир, куда бы не забросила судьба – вот моя частная собственность, и твоя, и каждого.

Поветкин В.И. Из дневников, февраль 2001 г.

«Кают-компания». Владимир Поветкин. Такие рождаются раз в тысячу лет. Фото 7

Центр музыкальных древностей Владимир Иванович создавал в 90-е, сложные годы для нашей страны.Это было веление души, и на это уходили все силы и небольшие средства. Сейчас мы соблюдаем все программы , заложенные Поветкиным. Направления разные, но самое главное-это музыкальная археология. Нам очень повезло, что нашелся продолжатель дела Антон Каменский, он взял на себя труд вести эту работу.

«Кают-компания». Владимир Поветкин. Такие рождаются раз в тысячу лет. Фото 8

Антон, как и Владимир Иванович, соединяет в себе три важных начала. По образованию он историк-археолог, научных дел мастер. А Владимир Иванович очень ценил научный подход, чтобы не было буйства фантазии. Еще при жизни Поветкина, Антон научился у него делать музыкальные инструменты, будучи одаренным художественно. Кроме того, Антон играет на копиях инструментов, и Центр живет и развивается, как этого хотел его создатель.

«Кают-компания». Владимир Поветкин. Такие рождаются раз в тысячу лет. Фото 9

 Анализируя годы работы, я понимаю, что Центр существует и благодаря поддержке города. Разные были формы помощи, они менялись в зависимости от закона. Отопление Центра в месяц сейчас обходится более 30 000. И, несмотря на то, что в прошлом году финансовая помощь была сокращена на 50%, мы смогли работать, благодаря внебюджетным средствам – финансовой помощи ПАО «Акрон». Зарплаты у нас небольшие, на пяти основных направлениях работает всего пять человек, но никто не уходит. У нас богатые фонды, этим надо заниматься, только когда? Многие люди специально приезжают в Центр, бывают специалисты из России и зарубежья – всем нужно уделить внимание. Мы постоянно расширяем программы, и есть стабильный поток посетителей.

Кто-то называет нас «фанатиками своего дела». Что ж, может, это и не плохо. Я так думаю: вот мать, у которой ребенок-инвалид, зная, что он никогда не встанет, она ведь не бросает его, чтобы красиво прожить свою жизнь. А каждый день живет ради него, понимает, что она ему нужна. Вот и мы, понимаем, что если мы это бросим, дело Поветкина погибнет.

Я вот каждый раз внутренне изумляюсь тому, когда люди, выходящие от нас, говорят: «Вы перевернули мой мир!» А ведь мы говорим только о музыкальной культуре древнего Новгорода, о его археологии. Значит, так не хватает людям настоящего.

Знаете, говорить про Поветкина не просто... Как-то профессор Елена Александровна Рыбина сказала: «Такие, как Поветкин, рождаются раз в сто лет», а академик Валентин Лаврентьевич Янин добавил: «Я думаю, раз в тысячу»... 

Фото из открытых источников

Новости – Великий Новгород, Новгородская область Пароход Онлайн

Поделиться:
Написать нам

Комментарии